Проблема
воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее
значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и
неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
В настоящее время наши дети много времени проводят за компьютером, возле
телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.
Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только
медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность,
с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого
является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей
можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные
заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение,
злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье
присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
Отсюда следует, что здоровый образ жизни - это стиль жизнедеятельности,
соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования
человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления
здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций.
Направлениями воспитания культуры Здорового образа жизни у детей являются:
режим, соблюдение прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом,
организация питания, личная гигиена. В физкультурно – образовательной работе
применяются следующие мероприятия: утренняя гимнастика, проведение разных форм
физкультурных занятий в спортивном зале и на свежем воздухе (традиционные,
игровые, сюжетные, занятия по развитию творческого мышления в двигательной
деятельности), закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями,
( пробежки по ребристым дорожкам, игры
с массажными мячиками) проведение гимнастики после дневного сна, использование
музыкального сопровождения для засыпания и пробуждения детей, создание интереса
и приобщение детей к подвижным, народным
играм, играм с элементами спорта,
организация и проведение совместных спортивных праздников, оздоровительных
досугов вместе с родителями.
В саду уже второй
год работает семейный родительский клуб
«Апельсин» - целью клуба является
установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах оздоровления и сохранения здоровья. Ежедневно проводится утренняя гимнастика, цель которой –
создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье,
развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия
физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет
на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению
детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».
Все виды
физкультурных занятий сопровождаются музыкой,
отличительная особенность обучения
эмоциональная направленность, положительный, эмоциональный тонус служит
важнейшей предпосылкой здоровья, а также поддерживает интерес к физической
культуре, в саду есть тренажёрный зал,
дети с огромным удовольствием пользуются тренажёрами: «Бегущая по волнам» - способствует укреплению мышц
брюшного пресса, спины, «Мини – твист» - для развития координации движений,
тренировка вестибулярного аппарата, «Наездник»- - для укрепления мышц ног и туловища, улучшение работы сердечно –
сосудистой и дыхательной систем.
Развитие движений, воспитание двигательной
активности детей осуществляется во время прогулок. В любое время года дети
играют в разные игры подвижные, народные, спортивные. Дети знают много
упражнений пальчиковой гимнастики, например: «Апельсин», «Пальчики
здороваются», «Гномы», «Пальчики в лесу», с удовольствием проводят её
самостоятельно, а затем переносят домой, и учат родителей. Пальчиковая
гимнастика развивает моторику рук и пальцев, поэтому на занятиях по
художественному творчеству, дети работают быстро и с желанием. Также проводится
артикуляционная гимнастика, которая развивает подвижность языка, губ,
подбородка, лба, дёсен и т.д.
Процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Для
этого дети перед едой и после прогулки
моют руки с мылом, за столами умеют пользоваться столовыми приборами (вилкой,
ножом), едят аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом,
обращаются с просьбой, благодарят. Дети также следят за чистотой тела, за своей
одеждой, причёской, при кашле и чихании закрывают рот и нос платком. Умеют
быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в шкафу, стараются
опрятно заправить свою постель.
Мы делается всё возможное, чтобы дети были здоровы, приходили в сад радостные,
весёлые, с бодрым настроением и это состояние присутствовало бы весь день. И мы
все знаем, что, если хорошо нашим детям, то и родители будут спокойны.
Воспитатель по физической культуре
Миронова Н.В.
|