Меню сайта |
|
|
Мы ВКонтакте |
|
|
|
|
|
| Приветствую Вас Гость | RSS
ГБОУ гимназия № 1697 Структурное подразделение Дошкольное отделение №1697
Среда, 25.12.2024, 19:46 |
|
|
|
Звуковой анализ слов
Навык звукового анализа формируется у детей только в результате целенаправленного обучения. Без этого навыка овладение письменной речью невозможно. Начинать обучение можно с 4 лет, при условии достаточного речевого и интеллектуального развития. Для детей с I и II уровнем речевого развития звуковой анализ еще недоступен.Предварительная работа.
Ребенок должен знать понятия "гласный звук", "согласный твердый", "согласный мягкий", а также что гласные звуки обозначают кружком красного цвета, согласные твердые - синим, согласные мягкие - зеленым цветом. Ребенок должен знать понятия "начало", "конец", "середина", "первый, "второй", "последний". Эти понятия лучше сначала отрабатывать на наглядном материале: веревочке, цепочке из фишек, игрушек и т.п., иллюстрациях к сказкам "Репка", "Теремок" и др.
Последовательность анализа.
Взрослый медленно и четко произносит слог или слово, выделяя голосом первый звук: ММММАК. Ребенок называет первый звук, дает его характеристику (согласный, твердый, обозначается синим цветом) и выкладывает или рисует кружок соответствующего цвета. Затем взрослый еще раз произносит слово, выделяя второй звук: МААААК. Ребенок совершает аналогичные действия.
Также происходит выделение последующих звуков.
В итоге должна получиться такая схема слова мак
По мере совершенствования навыка необходимость в повторных проговариваниях и выделении звуков пропадает. Ребенок самостоятельно называет количество и последовательность звуков в слове после однократного называния.
Возможные проблемы.
Если ребенок не смог выделить звук, слово повторяют еще раз, пока не услышит, либо возвращаются на этап назад и отрабатывают на слогах.
Часто вместо первого звука ребенок называет слог: МА или МУ. Надо вспомнить артикуляцию звуков, обратить внимание ребенка на изменение положения губ или языка: М - губы сомкнуты, А - рот приоткрыт. Значит мы произносим два разных звука, а не один.
Наиболее распространенной ошибкой в начальной школе является пропуск гласного в середине слова: МК вместо МАК. Это происходит потому, что артикуляция гласных звуков ощущается ребенком хуже, чем согласных. Можно поиграть в "Сломанный телевизор": взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки, а ребенок догадывается, какой звук хотели произнести. После этого надо поменяться ролями. Хорошим упражнение является называние только гласных звуков в словах, подбор карточек со схемами к картинкам (.О. - дом, .И. - кит, .И.А - лиса).
Вренёва Е.П.,
учитель-логопед
|
Категория: логопедия | Добавил: Елена (07.02.2014)
|
Просмотров: 2042
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
Тесты |
|
|
|