Особенности работы с детьми с ОНР на занятиях воспитателя
04.05.2011, 20:34
Особенности работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, на занятиях воспитателя
Дети, посещающие логопедические группы, имеют значительные нарушения речевого и психо-моторного развития. Поэтому каждое занятие воспитателя должно обязательно преследовать кроме образовательных и воспитательных еще и коррекционно-развивающие цели. При этом важно учитывать, что дети логопедических групп, как правило, имеют остаточные проявления раннего органического поражения нервной системы. Это проявляется в быстрой утомляемости, слабой памяти, излишней расторможенности или вялости, чувствительности к изменениям погоды.
Произвольное внимание не достаточно развито, поэтому таким детям необходима частая смена видов деятельности. Лучше дать несколько небольших упражнений на одинаковую тему, чем одно большое. Внимание быстро истощается, дети быстро устают, следовательно самую важную информацию лучше дать в первой половине занятия. Память также отстает от возрастной нормы, поэтому инструкции должны быть короткими, со смысловыми паузами. Полезно попросить одного - двух человек повторить, что требуется сделать.
Нашим детям в большей степени, чем детям массовых групп требуется наглядность, однако её одномоментное количество не должно быть слишком большим (4 – 5 предметных картинок), т.к. внимание детей рассеивается. Изображения должны быть реалистичными, с четкими контурами, т.к. у некоторых детей возможно снижение зрительного восприятия.
По ходу выполнения задания надо задавать детям вопросы: «Что ты будешь делать?» «Как ты будешь это делать?» «Что ты делаешь?» «Что ты делал?» «Как ты это делал?» Само выполнение задания должно обязательно сопровождаться диалогической речью детей: «Что ты рисуешь?», «Каким цветом ты это рисуешь?», «Из каких частей ты будешь лепить этот предмет?», «Что для этого надо сделать с пластилином?» При этом надо следить за четкостью произнесения слов, правильностью окончаний. Таким образом идет уточнение и закрепление словарного запаса и работа над грамматическим строем речи.
У большинства детей недостаточно развита моторика, в частности, мелкая. Часто у детей не сформирован правильный захват, в действии участвует преимущественно ведущая рука, а вторая задействована слабо. Указательный жест выполняется не одним указательным пальцем, а полураскрытой кистью. Большой палец часто не сжат в кулак, а отведен в сторону. Учитывая уже доказанное положительное влияние развития мелкой моторики на развитие речи и психического развития в целом, надо уделять большое внимание пальцевой гимнастике, нанизыванию, завязыванию и развязыванию, выкладыванию, сортировке мелких предметов и др. упражнениям на развитие силы и подвижности кистей рук. При этом важно формировать у детей орудийный захват (с противопоставлением большого пальца, как мы держим молоток), захват щепотью (большой, указательный и средний палец) и пинцетный захват (большим и указательным пальцем), вовлекать в работу не ведущую руку. Это положительно сказывается на развитии мозговых структур и межполушарного взаимодействия.