Дизартрия - нарушение звукопроизношения, тембра, плавности речи и интонационной окраски в результате нарушения иннервации мышц органов артикуляции. Характерным признаком дизартрии является нечеткое, "смазанное" произнесение всех звуков, а не отдельных как при других речевых нарушениях, голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий, хриплый; ритм дыхания нарушен, темп речи может быть ускоренным или замедленным. .
У детей-дизартриков речевая и мимическая мускулатура недостаточно подвижны. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением;
Причинами дизартрии могут быть вирусные инфекции, токсикозыво время беременности, затяжные или стремительные роды, родовые травмы, инфекционные заболевания, возникающие внутриутробно или в раннем возрасте.
Дизартрия может проявляться в различных формах с степенях нарушения: от легкой до очень тяжелой (вплоть до полного отсутствия речи). В общеобразовательных учреждениях обучаются дети с легкими степенями дизартрии (стертая дизартрия, дизартрический компонент, МДР).
Дети со стертой дизартрией имеют ряд особенностей. Они с трудом пережевывают пищу, часто поперхиваются, не любят есть жесткую пищу (морковь, хлебные корочки, мясо) и дети нечетко говорят и плохо едят. Немного пожевав, ребенок может держать пищу во рту, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки, давая протертую, мягкую пищу, лишь бы он поел. При этом они еще больше способствуют задержке развития артикуляционного аппарата у ребенка.
У таких детей нарушены тонкие движения пальцев рук, что приводит к трудностям с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков. С ними надо заниматься специальными упражнениями для развития мелкой моторики и пальчиковой гимнастикой.
Из-за нарушений мелкой моторики ребенку плохо дается аппликация, рисование, письмо. Как правило такие дети не любят эти виды деятельности.
Детям-дизартрикам трудно даются физические упражнения и танцы. Они неуклюжи, не могут четко, точно выполнить нужное движение, им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге (особенно левой). Часто они не могут попрыгать на месте на одной ноге.
Для преодоления этих нарушений необходима длительная и комплексная работа родителей, логопеда, врача-невропатолога и специалиста по лечебной физкультуре.