Формирование временных представлений у дошкольников с ОНР
04.05.2011, 20:41
Формирование временных представлений у дошкольников с ОНР
На практике часто приходится сталкиваться с тем, что у детей 4-5, а иногда и 6 лет не сформированы временные представления. Такие дети не могут проследить последовательность событий, сказать, что было раньше, что позже. Дети путают понятия «до», «после», «сначала», «потом». Существенную трудность для них составляет определить, кто старше, а кто младше. Дети не ориентируются в частях суток и временах года.
В связи с тем, что у детей отмечаются вторичные нарушения когнитивной деятельности, снижение ее активности, вычленение отличительных признаков времен года представляет существенную трудность. При определении времени года по сюжетной картинке дети ориентируются на несущественные признаки или неправильно соотносят их со временем года («Здесь лето, потому что дети гуляют», «Здесь нарисована весна, потому что желтые листья»).
Работа по формированию временных представлений традиционно начинается со знакомства детей с частями суток, формирования умения определять их по цикличности деятельности человека. Затем детей знакомят с последовательностью и отличительными признаками времен года.
На начальном этапе формируется набор штампов, характеризующих определенное время года. Например, весна – это бегущие ручейки, капающие сосульки, цветущая мать-и-мачеха и т.д. С этой целью в группе вывешивается плакат с фотографиями текущего времени года, на которых отражены сезонные изменения природы, одежда и занятия людей и прочее. Могут предлагаться как пейзажные снимки, так и крупные планы растений, животных, людей. Воспитатели рассматривают с детьми фотографии, проводят словарную работу, закрепляют отличительные признаки данного времени года, сравнивают фотографии ранних и поздних весны, осени, лета.
В качестве дополнительной сенсорной опоры используется цветные заголовки плакатов: «лето» – красным шрифтом, «осень» – желтым, «зима» – светло-голубым, «весна» – зеленым. Дети подготовительной группы могут читать заголовки, более младшие воспринимают их глобально. На следующем этапе ребенку предлагается набор фотографий, отличных от изображенных на плакате.
Задание 1.
Цель: Закрепление представлений о сезонных изменениях, развитие словесно-логического мышления. Описание: Из набора фотографий отобрать только те, на которых изображена зима. После того, как ребенок выполнит задание, попросить его аргументировать свой выбор по каждой картинке. При этом он должен найти как можно больше сезонных признаков на каждой картинке. Например, на картинке изображена зима, потому что на земле лежит снег, деревья голые, дети одеты в шубы и шапки, они играют в снежки.
Задание 2.
Цель: Закрепление представлений о сезонных изменениях, развитие словесно-логического мышления. Описание: Из четырех предложенных фотографий выбрать одну, не подходящую к остальным по сезонным признакам (на трех фотографиях изображена зима, на четвертой осень, на одной картинке изображена ранняя весна, на остальных конец весны и т.д.). Объяснить свой выбор.
Задание 3.
Цель: Закрепление представлений о сезонных изменениях, развитие связной речи.
Описание: Дети рассматривают фотографии, изображающие одно время года. Затем по каждой фотографии по очереди составляются предложения: «Зимой на земле лежит снег», «Дети лепят снеговика» и т.д.. После этого предложения объединяются в рассказ.