Если вы хотите посетить музей, выставку или галерею, совместив приятное с полезным, не мешает усвоить несколько простых правил - настолько простых, что мы о них обычно забываем.
Не ходите в музей в дождливые дни
По традиции считается, что для музея лучше всего подходит дождливая погода. Это расхожее мнение в корне неверно. Оно предполагает, что в музей ходят только когда больше нечем заняться. Между тем, поход в музей должен быть сознательным выбором, праздником, а не способом убить время. Кстати, в солнечный день гораздо приятнее смотреть на картины, чем в пасмурный. Да и стоять в очереди в гардероб с мокрыми куртками и зонтами - довольно унылое занятие. Конечно, для настоящего любителя искусства подобные соображения роли не играют, но все это способно отравить первые детские впечатления.
Остановитесь на музее, до которого не слишком далеко
Выбираясь куда-то с детьми, мы заранее готовимся выслушивать нытье: "Далеко еще?", "Ну когда же мы наконец придем?". Если намеченный музей далеко от дома и дойти туда можно только пешком, лучше от этой затеи отказаться. Пока вы идете, ребенок устанет - и окончательно расстроится, узнав, что и по самому музею придется еще ходить и ходить. Предположим, вы благополучно преодолели путь - и увидели перед входом длиннющую очередь. Тут надо либо запастись терпением, либо прийти в другой день. Но уж коль скоро вы выстояли очередь и попали внутрь, до начала осмотра сводите ребенка в музейный кафетерий и дайте ему немного подкрепиться: настроение у него сразу поднимется.
Не затягивайте пребывание в музее, не старайтесь увидеть все
Любой поход в музей - неважно в какой - серьезная нагрузка для ребенка. Он должен будет ходить не торопясь, не шуметь, не трогать ничего руками - все это нелегко. Маленькие дети вообще склонны рассматривать музейные залы как вожделенный простор, где можно всласть побегать. От ребенка потребуется известная сосредоточенность, концентрация внимания, которое наверняка рассеется, если вы с ним простоите перед картиной дольше, чем нужно. Помните: через полчаса ребенок скорее всего насытится увиденным; чем он младше, тем меньше времени нужно отвести на пребывание в музее. Лучше снова прийти в другой день.
Объясните ребенку, как вести себя в музее
Основные правила поведения везде едины. Нельзя трогать картины и подходить к ним слишком близко; запрещается фотографировать со вспышкой. Объясните, что все это придумано для того, чтобы живопись сохранилась как можно дольше. Есть картины, которым много веков; они пережили войны, пожары, наводнения, их легко повредить - они очень хрупкие и требуют самого бережного обращения.
Поставьте себя на место вашего ребенка, "опуститесь" до его уровня
Музейная развеска картин рассчитана на уровень глаз взрослого. Попробуйте присесть и посмотреть на картину снизу - вы убедитесь, что ребенок, с его малым ростом, видит не совсем то же самое, что вы. Не забывайте об этом - тогда вы поймете, почему ребенка заинтересовала какая-то деталь, на ваш взгляд второстепенная. Возможно, что-то ускользнувшее от вашего внимания просто оказалось у него прямо перед глазами.
Не бойтесь возвращаться к знакомым картинам
Если картина понравилась, ребенку захочется снова ее увидеть: все дети обожают по сто раз слушать любимые сказки или смотреть любимые фильмы. На начальном этапе вам придется терпеливо повторять один и тот же путь, но это не пустая трата времени, а очень важный ритуал. Полюбившаяся картина подогреет интерес к другим, и при вашей активной помощи ребенок поймет, что каждый раз, глядя на одну и ту же картину, можно открывать в ней для себя что-то новое.
Уходя из музея, купите открытки с репродукциями
Распланируйте время так, чтобы напоследок можно было выбрать и купить открытки. Открытки - прекрасные и необременительные сувениры; ими можно украсить стены в детской или использовать как закладки для книг. Вначале это будут просто красивые картинки, которые так весело перебирать в музейном киоске, но потом эти миниатюрные репродукции помогут сохранить и оживить ранние детские впечатления.
Не забудьте зайти в кафе
Поход в музей не будет полным, если вы не зашли в кафе. Если в музее нет кафетерия, зайдите куда-нибудь поблизости. Чем младше ребенок, тем важнее устроить ему этот маленький праздник.
Пробуждение интереса к живописи
Интерес к искусству, в частности к живописи (так же как, впрочем, и к чтению), у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно, но отбить его тоже очень легко. Поэтому делать первые шаги следует с большой осторожностью.
Постарайтесь просто выразить свои чувства
Вы наверняка без особых усилий сможете воскресить в памяти то, что в свое время запало вам в душу: само произведение, зал, где вы его увидели, деталь картины или скульптуры. Пусть это будет мимолетное ощущение, атмосфера, цветовое пягно, отзывы знакомых о какой-то выставке, наконец, репродукция в журнале или в книге. Постарайтесь передать ребенку возникшие у вас чувства - без ученых рассуждений, своими словами.
Радость общения
В любом случае главным отправным моментом должен стать интерес, который вы когда-то испытали сами: его и нужно попробовать внушить ребенку. Неважно, за что ценят картину искушенные зрители: для вас ценно то, что привлекает в ней ваших детей. Вы приоткрываете перед ними отдельную, собственную дверь в мир прекрасного. Ваши слова, минуты задушевного общения и взаимного доверия важнее любых поучений.
Не увлекайтесь
Не забегайте вперед, не распространяйтесь заранее о том, что вы собираетесь показать ребенку. Вы лишите его радости самостоятельного открытия. Конечно, если вы просто молча стоите перед картиной, к которой хотите привлечь его внимание, это ему вряд ли поможет. Но говорить слишком много и слишком уверенно, пожалуй, еще хуже.
Предоставьте ребенку свободу выбора
Если ребенок не разделяет ваших пристрастий, предоставьте ему свободу. Вы дали ему первый толчок - теперь доверьтесь его собственному выбору. Определите, на что он обращает внимание. Идите за ним из зала в зал: рано или поздно он перед чем-то остановится, даже если до этого успеет равнодушно пройти мимо какого-нибудь общепризнанного шедевра. Вы сможете вернуться с ним к этому шедевру позднее. Ваша задача - подготовить и подтолкнуть ребенка к первой встрече с прекрасным; не вам решать, где и когда она произойдет. Его выбор может вас удивить, огорчить, пойти наперекор вашим собственным вкусам, и тем не менее лучше всего начать именно с того, что выберет он сам.
Что показывать детям разного возраста
Устанавливать здесь какие-либо четкие границы бессмысленно. Любая картина может найти отклик в душе ребенка. Опирайтесь на эту реальность, не отзывайтесь слишком резко о картинах, которые им нравятся, и не навязывайте им те, которые нравятся вам.
От 5 до 7
Что привлекает детей в этом возрасте:
- Теплые, яркие цвета. Статистика свидетельствует, что малыши отдают предпочтение красному.
- Разнообразные формы и контрастные цвета, без оттенков (как в конструкторе "Лего"),
- Кажущаяся (иллюзорная) трехмерность изображения, которое выглядит "как настоящее".
- Точное воспроизведение текстуры материала (ткани, волос, меха и т. п.), когда хочется не только увидеть, но и потрогать.
- Картины, на которых изображены люди, животные или легко узнаваемые элементы пейзажа - дом, поле, сад, деревня, берег моря и т. п. (поэтому детям нравятся импрессионисты).
- Картины, показывающие людей в движении или в определенных позах (спящих, бегущих, ныряющих, падающих, танцующих и т. д.).
- Открытая передача эмоций в живописи любых эпох (смех, плач, нежность, гнев, удивление и т. п.).
- Простые композиции: одна центральная фигура и минимум второстепенных элементов.
- Мелкие детали: их малыши замечают в первую очередь.
От 8 до 10
Что нравится детям в этом возрасте
- Яркая и контрастная живопись привлекает их так же, как и малышей.
- Картины, о которых можно что-то рассказать - либо в связи с сюжетом, либо с жизнью художника.
- Узнаваемые типажи: хорошие - плохие, сильные - слабые. Такие персонажи широко распространены в фильмах, мультфильмах, комиксах, видео играх и хорошо знакомы детям.
- Сражения и прочие виды противостояния, когда добро одерживает победу над злом, более слабый над более сильным (обязательное условие).
- Герои.
- Картины, которые смешат и веселят (или что-то высмеивают).
- Картины, от которых становится страшно.
- Фигуры странного вида, похожие на чудовищ.
- Картины, показывающие повседневную жизнь в разные исторические эпохи.
В этом возрасте дети подолгу простаивают перед картиной, как бы "входят" в нее. Пейзаж часто воспринимается как приглашение к путешествию. Дети мысленно включаются в действие - идут по горам и долинам, попадают в бурю, плывут на кораблях, сражаются с чудовищами... Пейзаж стимулирует любовь к приключениям.
От 11 до 13
Что интересует детей в этом возрасте
- Личность автора и главные этапы его биографии.
- История картины: почему она была создана в определенный момент жизни художника.
- Как строится картина - например, как с помощью перспективы достигается иллюзия глубины.
- Каким образом художник или скульптор выражает свои чувства и мысли.Например, как достигается впечатление движения, хотя фигуры неподвижны. Как передается сила личности в портрете и отчего возникает ощущение гармонии. Как художник трактует реальность, стремясь к наибольшей выразительности.
- Сколько времени ушло на создание картины.
- Символы, значение которых нужно понять, прежде чем удастся постичь скрытый смысл произведения. (Почему на картине изображен голубь? Что символизирует зажженная свеча?)
- Сравнение работ одного и того же автора. Прекрасный материал для этого дают автопортреты, например Рембрандта, Ван Гога, Гогена. С помощью сравнения можно научиться определять характерные черты разных периодов в творчестве автора.
- Сравнение картин разных художников, изображавших одинаковые или близкие сюжеты. (В чем сходство? В чем различие?)
- Связь картины и художника с историческими событиями. Тут уже можно привлечь контекст - материал из школьной программы по литературе и истории. Это позволит обнаружить параллели.
- Сколько стоит картина.
Источник: Франсуаза Барб-Галль "Как говорить с детьми об искусстве?"