Коррекционная работа воспитателя в группе с ОНР в течение дня
Вся работа воспитателя в группе с ОНР находится в прямой зависимости от планирования работы логопеда. Все темы, которые логопед проходит с детьми необходимо проработать воспитателю в группе. Но это не только работа по логопедической тетради – этого недостаточно. Коррекционное обучение проводится на общеобразовательных занятиях и в ходе ряда режимных моментов. Коррекционная работа по лексической теме должна проводиться воспитателем в течение всего дня: в утренней гимнастике, на занятиях, на прогулке – и это главное. В вечерние и утренние часы дети рассматривают книги по данной теме, иллюстрации, фотографии, подобранные воспитателем и логопедом.Примерное планирование работы воспитателя логопедической группы по теме «ОВОЩИ» в течение дня (закрепление речевого материала логопедических занятий). День в детском саду у детей начинается с зарядки, в которую воспитатель обязательно включает логопедические упражнения на заданную тему.
Хозяйка однажды с базара пришла, (дети маршируют)
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, (поднимают руки в стороны)
Капусту, (руки вверх)
Морковку, (руки в стороны)
Горох, (руки вниз)
Петрушку и свеклу. (руки в стороны, вверх)
Ох! (хлопок над головой)
Далее движения в каждом куплете повторяются.
Вот овощи спор завели на столе-
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!
И суп овощной оказался неплох!
Далее коррекционная работа продолжается на занятии по математике (фронтальная форма работы). На теме «Порядковые числительные» (с использованием наглядности – овощей) воспитатель с детьми отрабатывает и закрепляет навыки, полученные на занятиях с логопедом, используя приемы:
различные типы вопросов;
специально подобранный счетный материал – овощи;
вопросы к детям, предполагающие использование ими при ответах словосочетаний с предлогами.
Воспитатель – На каком месте расположена морковь?
Ребенок – Морковь стоит на втором месте.
Использование заданий:
последовательное выполнение ряда действий;
составление группы предметов по заданному числу (возьми столько овощей, какая цифра показана на доске);
выбор предметов, сходных по форме (в одну корзину положи все круглые овощи: картошка, свекла, капуста, тыква; в другую – овальные (кабачок, огурец, баклажан);
понятие "начало", " конец" (линейный ряд):
Какой овощ стоит первым? Какой вторым? Какой последним?
Воспитатель формирует понятие «начало», «конец» ряда, "какой по счету". Это пригодится логопеду для лексико-синтаксического анализа предложения.
Во время занятия проводится физкультминутка, в которой так же отражена тема «Овощи».
Мы капусту режем-режем – имитационные движения руками в согнутых локтях вперед-назад.
Мы капусту жмем-жмем – сжимаем и разжимаем кулачки
Мы капусту солим-солим – перебираем пальцами
Мы морковку трем-трем – ладошки трем друг о друга.
После занятия воспитатель организует сюжетно-ролевую игру «Магазин», где среди фруктов и овощей дети должны купить только овощи – воспитатель следит за речью «продавца» и «покупателя» - помогает им правильно формировать вопросы и ответы, следит за окончаниями.
На прогулке воспитатель использует подгрупповую форму работы: одна подгруппа рисует мелками овощи на асфальте; другая – играет в игру с функцией замещения «Встань по порядку» - каждый из детей представляется овощем, которым он захочет. Воспитатель предлагает на 1-е место встать помидору, на 2-е – свекле, на 3-е – луку и т.д. Дети находят правильно свое место. Затем подгруппы меняются. Можно провести на прогулке подвижную игру со всей группой с мячом «Поймай только овощ». Игра направлена также на развитие произвольного слухового внимания и закрепление словарного запаса по изучаемой теме. Дети встают по кругу и воспитатель, бросая мяч, называет продукты питания, дети ловят мяч только когда услышат название какого-либо овоща. Также на прогулке проводится игра «Перейди через ручеек», в которой воспитатель закрепляет на теме «Овощи» использование глаголов в связной речи. Воспитатель рисует на асфальте «камушки». Дети перескакивают с «камушка на камушек», назвав действие, которое можно делать с овощами: выкапывать, выдергивать, срезать, мыть, жарить, варить, чистить…
После прогулки – индивидуальная форма работы – оречевление детьми производимых ими действий при выполнении заданий педагога. Воспитатель дает задание: "Поставь в один ряд овощи и назови, что на 1-ом месте, на 2-ом, на 3-ем?" Ребенок, используя словосочетания с предлогами, отвечает – на 1-ом месте морковь, - на 2-ом – месте лук и т.д.
Во второй половине дня – занятия по аппликации «Овощи» - вырезаем овощи по выбору детей: огурец – зеленый, помидор – красный. На этом занятии мы продолжаем формировать умение вырезать предметы круглой и овальной формы из кусков бумаги квадратной и прямоугольной формы, срезая углы способом закругления; развиваем координацию движения обеих рук; закрепляем умение детей выделять «овощи» из ряда; упражняем детей в употреблении конструкций, включающих объект и определение, характеризующее объект по цвету и выраженное прилагательным. В начале занятия педагог просит детей отгадать загадку Веселой Кисточки: «Какие овощи бывают такого же цвета, как краски, которыми рисовала Веселая Кисточка?». Планируемые ответы детей: «Помидор и морковка- красного цвета», «Огурец и капуста – зеленого цвета» и т.д. Затем педагог предлагает: «Вырежьте из бумаги овощи и «посадите» (наклейте) на грядку. На занятии используются наглядные образцы, рисунки, показ педагога. Главное – мы закрепляем на занятии словарь по теме. Воспитатель следит за тем, чтобы дети четко проговаривали окончания (какой помидор? – красный); используем приставочные глаголы (что делаешь? – вырезаю помидор, - отрезаем уголки и т.д.)
В течение всего дня воспитатель обязательно использует индивидуальную форму работы на режимных моментах. Вопросы педагога предполагают употребление детьми в ответах грамматические конструкции, включающие глаголы единственного числа совершенного и несовершенного вида: - Что ты делаешь? –Я мою руки.
выполнение действий по инструкции педагога, включающие глаголы, близкие по смыслу: завязывать (шнурки), застегивать (пуговицы), мыть (руки), умываться (лицо) и т.д.;
заучивание чистоговорок, потешек (по заданию логопеда), включающих правильно произносимые детьми звуки.
Таким образом, в работе воспитателя в течение всего дня: в режимных моментах, на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке – придается большое значение развитию у детей умения понимать обращенную к ним речь. Основной акцент в коррекционной работе педагогом делается на закрепление у детей некоторых навыков диалога, составления простых предложений и, в итоге, короткого рассказа.
Баева В.М. Коррекционная работа воспитателя в группе с ОНР в течение дня. // «Дошкольное воспитание», 2007, № 7
При перепечатке ссылка обязательна.
|