Меню сайта

Мы ВКонтакте


Главная

Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSS

ГБОУ гимназия № 1697
Структурное подразделение
Дошкольное отделение №1697



Суббота, 18.05.2024, 11:33


Главная » Статьи » логопедия

Звуковой анализ слов
Навык звукового анализа формируется у детей только в результате целенаправленного обучения. Без этого навыка овладение письменной речью невозможно. Начинать обучение можно с 4 лет, при условии достаточного речевого и интеллектуального развития. Для детей с I и II уровнем речевого развития звуковой анализ еще недоступен.

Предварительная работа.

Ребенок должен знать понятия "гласный звук", "согласный твердый", "согласный мягкий", а также что г
ласные звуки обозначают кружком красного цвета, согласные твердые - синим, согласные мягкие - зеленым цветом.

Ребенок должен знать понятия "начало", "конец", "середина", "первый, "второй", "последний".
Эти понятия лучше сначала отрабатывать на наглядном материале: веревочке, цепочке из фишек, игрушек и т.п.,  иллюстрациях к сказкам "Репка", "Теремок" и др.

Последовательность анализа.

Взрослый медленно и четко произносит слог или слово, выделяя голосом первый звук: ММММАК.
Ребенок называет первый звук, дает его характеристику (согласный, твердый, обозначается синим цветом) и выкладывает или рисует кружок  соответствующего цвета.
 
Затем взрослый еще раз произносит слово, выделяя второй звук: МААААК. Ребенок совершает аналогичные действия.

Также происходит выделение последующих звуков.

В итоге должна получиться такая схема слова мак



По мере совершенствования навыка необходимость в повторных проговариваниях и выделении звуков пропадает. Ребенок самостоятельно называет количество и последовательность звуков в слове после однократного называния.

Возможные проблемы.

Если ребенок не смог выделить звук, слово повторяют еще раз
, пока не услышит, либо возвращаются на этап назад и отрабатывают на слогах.

Часто вместо первого звука ребенок называет слог: МА или МУ. Надо вспомнить артикуляцию звуков, обратить внимание ребенка на изменение положения губ или языка: М - губы сомкнуты, А - рот приоткрыт. Значит мы произносим  два разных звука, а не один.

Наиболее распространенной ошибкой в начальной школе является пропуск гласного в середине слова: МК вместо МАК. Это происходит потому, что артикуляция гласных звуков  ощущается ребенком хуже, чем согласных. Можно поиграть в "Сломанный телевизор": взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки, а ребенок догадывается, какой звук хотели произнести. После этого надо поменяться ролями. Хорошим упражнение является называние только гласных звуков в словах, подбор карточек со схемами к картинкам (.О. - дом, .И. - кит, .И.А - лиса).



Вренёва Е.П.,

учитель-логопед

Категория: логопедия | Добавил: Елена (07.02.2014)
Просмотров: 1991 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Тесты

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz