Меню сайта

Мы ВКонтакте


Главная

Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSS

ГБОУ гимназия № 1697
Структурное подразделение
Дошкольное отделение №1697



Среда, 25.12.2024, 09:05


Главная » Статьи » логопедия

Выкладывание из разрезной азбуки
  • Выбираем азбуку

Разрезная азбука - кусочки картона с написанными или напечатанными на них буквами. Можно попробовать купить готовую разрезную азбуку в магазине канцтоваров, но при этом надо тщательно ее выбирать.

Такую азбуку можно при желании повесить на стену, чтобы лучше запомнить буквы. Но для занятий по обучению грамоте она не годится. Картинки будут отвлекать ребенка, на карточках написано по две буквы, да и сами картинки подобраны не всегда удачно.

Еще вариант - касса букв. Недостатки: карточки мелкие для дошкольников, высыпаются из кармашка, кармашки непрозрачные, поэтому буквы не видны, бумага тонковата, приходится наклеивать на картон. Плюсы: не надо делать самим, есть шанс, что пригодится в школе.

 


Лучше всего разрезную азбуку сделать  самим вместе с ребенком. Оптимальный размер карточек 3х3 или 4х4 см. Буквы можно напечатать на компьютере или написать вручную и попросить ребенка раскрасить: гласные красным цветом, согласные - черным. Это поможет лучше запомнить буквы. Шаблон можно скачать здесь.


  • Как заниматься

Инструкция: "Слушай внимательно. Какой звук первый? ААААУ" Взрослый тянет, выделяет голосом первый звук. Ребенок называет первый звук, после этого находит и кладет на стол соответствующую букву. 

"Слушай, какой звук следующий? АУУУУУ". Аналогично выкладывается следующая буква справа от предыдущей. Важно: сразу приучайте выкладывать буквы, картинки слева направо.

"Сколько звуков я назвала? Сколько букв на столе?" 

Если ребенок не может выделить звуки, его просят внимательно смотреть на рот взрослого, обращая внимание на артикуляцию, изменение положения губ. Еще раз проговаривают слог или слово, растягивая нужный звук, пока ребенок его не услышит. Рано или поздно будет получаться.

Когда ребенок будет достаточно легко раскладывать слово на звуки, слова произносят уже не выделяя голосом отдельные звуки.

Важно: после того, как ребенок выложит слово из разрезной азбуки, он должен его прочитать. Именно прочитать, а не повторить по памяти. 

  • Какие слова выкладываем?

Начинаем вообще не со слов, а со слогов. Вначале обратные слоги (ат, ит, ум ...), затем прямые (ха, но, му). После этого переходим к словам, постепенно усложняя структуру слова (мак, дуга, лимоны, диван и т.д.)

Важно: В дошкольном возрасте ребенку предлагают слова, которые пишутся так, как слышатся, т.е. слова "молоко", "солнце", "дуб" не следует давать, т.к. ребенок будет выкладывать так, как слышит: "сонце", "дуп". С орфографическими правилами будут знакомить в школе. Также очень осторожным стоит быть со словами, в которых встречаются буквы я,е,ё,ю, т.к. они обозначают два звука и можно получить "йолка", "йула"

  • Почему выкладываем, а не пишем?

1. Письмо сложнее, чем выкладывание, т.к. ребенку нужно вспомнить образ буквы (а не выбрать из предложенного). Для процесса письма требуется хорошая координация движений глаз и руки. Таким образом мы усложняем еще не сформированный навык разложения слова на звуки (анализ) и складывания из букв слова (синтез), провоцируя лишние ошибки. 

2. Написание печатного варианта многих букв отличается от  рукописного, в некоторых случаях координально. Не исключено, что ребенок может впоследствии путать на письме печатные и прописные буквы.  

3. Дети с ОНР, как правило, быстро устают и начинают отвлекаться. Следовательно, продуктивно заниматься с ними можно 10-15 минут, а иногда и меньше. Стоит ли тратить это время на то, чтобы научить ребенка выписывать печатные буквы?  

Часто родители говорят: "А ему хочется учиться писать". В таком случае начните с того, что научите ребенка правильно держать карандаш и ориентироваться на листе тетради. Большая часть наших детей этого не умеет. Писать лучше в тетради в крупную клетку, каждая буква должна вписываться в свою клетку. 


Вренёва Е.П.,

учитель-логопед


Категория: логопедия | Добавил: Елена (09.10.2013)
Просмотров: 13083 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Тесты

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz