Меню сайта

Мы ВКонтакте


Главная

Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSS

ГБОУ гимназия № 1697
Структурное подразделение
Дошкольное отделение №1697



Понедельник, 29.04.2024, 20:07


Главная » Статьи » Статьи

Сочиняем сказку
 Невозможно переоценить роль родного языка, как средства общения и осознанного восприятия окружающего мира. И совершенно логично то, что в современной педагогике развитие речи дошкольника предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Ведь убогость слова, по выражению В.А. Сухомлинского, это убогость мысли, а убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической «толстокожести».

Для успешного развития речи дошкольника необходимо создавать на занятиях такие условия, в которых дети могли бы передать свои эмоции, чувства, взгляды не только в обычном разговоре, но и, не стесняясь слушателей. Опыт работы с детьми по развитию речи в социгровом стиле с использованием элементов ТРИЗ и РТР позволяет создать на занятиях именно такие условия, при которых и достигаются все вышеперечисленные цели. А метод составления сказок открывает огромные перспективы плодотворной совместной деятельности детей и педагога. Приемы и методы ТРИЗ позволяют мне в ненавязчивой, непринужденной, часто веселой форме пробудить интерес к литературе и поэзии (Метод «ЛИМЕРИКИ), активное отношение к жизни и искусству. Помогает сама атмосфера веселого сочинительства. Сочинять начинают даже те, кто никогда и не пробовал.

Дети познают чувство радости от того, что что-то сочинили, сами придумали, делятся своими сочинениями с родителями и очень часто приходят в группу с домашними заготовками. Очень радует активное участие родителей в творчестве детей, живо реагирующих на новые, не совсем обычные приемы. Ведь совместно приду- манная сказка, история, стишок сближают, как любая общая радость, а иногда и могут помочь скрасить утомительную дорогу или просто вечер. Темы сказок и приемы их сочинения - различны, поэтому могут заинтересовать любого ребенка и взрослого.

В процессе работы дети знакомятся с окружающим их миром и осознают себя в нем, а созданные педагогом ситуации и поставленные вопросы побуждают детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Высказывая собственное мнение или высказываясь от лица объекта, перевоплощаясь, у детей активизируется словарный запас, совершенствуется культура речи. Эта работа решает задачи не только интеллектуального, художественного и эстетического воспитания, но и является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий детей. Заставляют сопереживать и, сопереживая, ребенок познает мир умом и сердцем, и учится выражать словами свое отношение ко всему происходящему.

Иногда, благодаря такой работе, удается решить возникающие проблемные ситуации, помочь тем детям, которые испытывают робость, связанную с неуверенностью в себе и затрудняющую общение со сверстниками. Как только ребенок немного подрос, стал свободно говорить, он сам без подсказки уже начинает пользоваться народными поэтическими произведениями, например, сказки ему еще не- под силу, он может их слушать, но еще не в состоянии пересказать. А вот короткие стишки, приговорки он легко запоминает и может применять при случае. Таковы заклички - обращения к природе, животным с просьбой или требованием. Когда-то давно заклички были магическими формами, своего рода заговорками, которыми земледелец заклинал солнце, дождь. Потом заклички стали детскими игральными стишками, чуткие к слову, дополняют старинные заклинания новыми строками и получаются стишки, наивные с точки зрения взрослого, но выражающие детский взгляд на мир. Заклички дают возможность ребенку в поэтической форме выразить свое эмоциональное отношение к природе, например: «Дождик, дождик, пуще, дам тебе я гущи, дам тебе ложку, хлебай понемножку». Эта закличка имеет разные вариации. Если дождик застал вас с детьми, прокричите приговор - закличку с ними, разделите радость. Это будут минуты душевного единения с ребенком. Подскажите ребенку незнакомые ему заклички, может, это натолкнет его на творчество и он придумает что- нибудь еще.

В жизни ребенка огромное место занимает игра. В игре он реализует свои творческие возможности, учится жить в коллективе, в игре закаляется характер. И, конечно, подвижные игры на свежем воздухе, тренирует тело, укрепляет здоровье. Именно в этом возрасте дети любят играть в животных, птиц. Некоторые игры включают стишки, скандируют хором или исполняют речитативом, такие как - «Совушка», «Курочка с цыплятами», «Гуси-гуси» и т.д.

Выбор водящего в детских играх определяется обычно считалочкой. Считалочка уравнивает в правах всех играющих, делает выбор справедливым. В считалках главное - четкий ритм, позволяющий считаться. Содержание здесь отступает на второй план, зато ярко проявляется детская любовь к звучному слову, словесной игре. Ради ритма и рифмы дети придумывают новые слова, не имеющие смысла (чики-брики и т.п.). Знание считалок и умение считать высоко ценится в детской среде, позволяет ребенку утвердиться, завоевать авторитет. Пусть считалки поправляют репертуар вашего ребенка. Дети очень чутки к слову. Мы, взрослые привыкаем к родному языку, перестаем ему удивляться, наблюдать за ним. А дети только осваивают язык, все им вновь. Они любят игру со словом.

Скороговорки - это та же игра со словом. В них рядом поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается что-то не то и это вызывает у детей веселье, смех. Скороговорка не только забава - они хорошая гимнастика для органов речи: «На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора». 

Нет, наверное, ребенка, который не любил бы сказок. Причем с величайшим удовольствием их слушают малыши. Значение сказки в воспитании ребенка неоценимо. Сказка раскрывает перед ребенком все богатство родного языка. Сказка формирует представление о добре и зле, она с детства закладывает в душу заряд оптимизма, нравственные идеалы обличены в ней в художественную форму, а это усиливает воздействие, поэтому не нужно взрослым жалеть времени для того, чтобы побыть вместе с ребенком в мире сказки.

Сказки лучше детям не читать, а рассказывать. Рассказывать сказки лучше перед сном, когда ничто не отвлекает внимание ребенка, и он погружается в сказку, он живет и действует вместе с ее героями. Под сказку он засыпает. Сказка воспитывает ненавязчиво, незаметно. Дети, прежде всего, любят сказки о животных. К миру этих сказок они подготовлены колыбельным песнями и потешками. Звери в сказках, как и в потешках, живут подобно людям, они не отделимы от людей.

Сказки вводят ребенка в мир, где есть драматические конфликты, где хитрые и коварные обманывают простодушных, где непослушание или доверчивость приводит к беде. На психологию детей рассчитаны также волшебные сказки о встрече детей с ведьмой, лесным хозяином - Морозкой или Медведем. В сказке нет прямой выраженной морали, как в басне. Сказка учит примером. Хотя большинство сказок заканчивается торжеством добра и справедливости, ребенок до счастливой развязки успевает поволноваться. Отзывчивое детское сердце способно сопереживать, даже если сказка знакома, и конец давно известен. Некоторые дети, слушая сказку, даже плачут.

Нельзя рассказывать на ночь страшные сказки. Мы должны воспитывать наших детей на положительных героях, на наших народных сказках, а не грязи и цинизме, чтобы дети наши росли добрыми, ласковыми, спокойными. Воспитывать культурой, идеологией и духовностью русского народа. 

Продолжая свою работу в этом же ключе, я уверенна, что пробуждение интереса к слову – поможет мне и дальше воспитывать в детях художественный вкус, языковую культуру, творческое отношение не только к литературе и искусству, а самое главное к жизни. Ведь поэзия  и литература делают жизнь полнее и выразительнее, а нас чувствительнее к  слову и красоте – значит и к добру. А вкус к слову лучше всего воспитывать именно в детстве. 

Кречетова Н.И., воспитатель ГБОУ 1697
Категория: Статьи | Добавил: Елена (21.12.2012)
Просмотров: 1546 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Тесты

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz