Меню сайта |
|
|
Мы ВКонтакте |
|
|
|
|
|
| Приветствую Вас Гость | RSS
ГБОУ гимназия № 1697 Структурное подразделение Дошкольное отделение №1697
Вторник, 24.12.2024, 19:52 |
|
|
|
Сочиняем сказку
Невозможно переоценить роль родного языка, как средства общения и
осознанного восприятия окружающего мира. И совершенно логично то, что в
современной педагогике развитие речи дошкольника предполагает освоение
не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны
языка.
Ведь убогость слова, по выражению В.А. Сухомлинского, это убогость мысли, а убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической «толстокожести».
Для успешного развития речи дошкольника необходимо создавать на
занятиях такие условия, в которых дети могли бы
передать свои эмоции,
чувства, взгляды не только в обычном разговоре, но и, не стесняясь слушателей. Опыт работы с детьми по развитию речи в социгровом стиле с
использованием элементов ТРИЗ и РТР позволяет создать на
занятиях именно такие
условия, при которых и достигаются все вышеперечисленные цели. А метод
составления сказок открывает огромные перспективы плодотворной
совместной деятельности детей и педагога. Приемы и методы ТРИЗ позволяют
мне в ненавязчивой, непринужденной, часто
веселой форме пробудить интерес к литературе и поэзии (Метод «ЛИМЕРИКИ), активное отношение к
жизни и искусству. Помогает сама атмосфера веселого
сочинительства. Сочинять начинают даже те, кто никогда и не
пробовал.
Дети познают чувство
радости от того, что что-то
сочинили, сами придумали, делятся своими сочинениями с родителями и очень часто приходят в группу с домашними заготовками. Очень радует активное участие родителей в творчестве детей, живо
реагирующих на новые, не совсем обычные приемы. Ведь
совместно приду-
манная сказка, история, стишок сближают, как любая общая радость, а иногда и могут помочь скрасить утомительную дорогу или просто вечер.
Темы сказок и приемы их сочинения - различны, поэтому могут заинтересовать любого ребенка и взрослого.
В
процессе работы дети знакомятся
с окружающим их миром и осознают себя в нем, а
созданные педагогом ситуации и поставленные вопросы побуждают детей думать, анализировать,
делать выводы и обобщения. Высказывая собственное мнение или высказываясь от лица объекта, перевоплощаясь, у детей активизируется словарный
запас, совершенствуется культура речи. Эта
работа решает задачи не только
интеллектуального, художественного и
эстетического воспитания, но и является источником развития чувств, переживаний и
эмоциональных открытий
детей. Заставляют сопереживать и, сопереживая, ребенок
познает мир умом
и сердцем, и учится выражать словами свое отношение ко всему происходящему.
Иногда, благодаря такой работе, удается решить возникающие проблемные ситуации,
помочь тем детям, которые испытывают робость, связанную с неуверенностью в себе
и затрудняющую общение со сверстниками.
Как только ребенок немного подрос, стал свободно говорить, он
сам без
подсказки уже начинает пользоваться народными поэтическими
произведениями, например, сказки ему еще не- под силу, он может
их
слушать, но еще не в состоянии пересказать. А вот короткие
стишки,
приговорки он легко запоминает и может применять при случае.
Таковы заклички - обращения к природе, животным с просьбой или
требованием. Когда-то давно заклички были магическими формами,
своего
рода заговорками, которыми земледелец заклинал солнце, дождь.
Потом
заклички стали детскими игральными стишками, чуткие к слову,
дополняют
старинные заклинания новыми строками и получаются стишки,
наивные с
точки зрения взрослого, но выражающие детский взгляд на мир.
Заклички дают возможность ребенку в поэтической форме выразить
свое
эмоциональное отношение к природе, например: «Дождик, дождик,
пуще,
дам тебе я гущи, дам тебе ложку, хлебай понемножку».
Эта закличка имеет разные вариации. Если дождик застал вас с
детьми,
прокричите приговор - закличку с ними, разделите радость. Это
будут
минуты душевного единения с ребенком. Подскажите ребенку
незнакомые
ему заклички, может, это натолкнет его на творчество и он
придумает что-
нибудь еще.
В жизни ребенка огромное место занимает игра. В игре он
реализует свои
творческие возможности, учится жить в коллективе, в игре
закаляется
характер. И, конечно, подвижные игры на свежем воздухе,
тренирует тело,
укрепляет здоровье. Именно в этом возрасте дети любят играть в
животных,
птиц. Некоторые игры включают стишки, скандируют хором или
исполняют речитативом, такие как - «Совушка», «Курочка с
цыплятами»,
«Гуси-гуси» и т.д.
Выбор водящего в детских играх определяется обычно считалочкой.
Считалочка уравнивает в правах всех играющих, делает выбор
справедливым. В считалках главное - четкий ритм, позволяющий
считаться.
Содержание здесь отступает на второй план, зато ярко проявляется
детская
любовь к звучному слову, словесной игре. Ради ритма и рифмы дети
придумывают новые слова, не имеющие смысла (чики-брики и т.п.).
Знание
считалок и умение считать высоко ценится в детской среде,
позволяет
ребенку утвердиться, завоевать авторитет. Пусть считалки
поправляют
репертуар вашего ребенка.
Дети очень чутки к слову. Мы, взрослые привыкаем к родному
языку,
перестаем ему удивляться, наблюдать за ним. А дети только
осваивают язык,
все им вновь. Они любят игру со словом.
Скороговорки - это та же игра со словом. В них рядом поставлены
слова,
похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или
сходные
звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при
быстром
произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается
что-то не
то и это вызывает у детей веселье, смех. Скороговорка не только
забава -
они хорошая гимнастика для органов речи: «На дворе трава, на
траве дрова.
Не руби дрова на траве двора».
Нет,
наверное, ребенка, который не любил бы
сказок. Причем с величайшим удовольствием их слушают малыши. Значение сказки в
воспитании ребенка неоценимо. Сказка раскрывает перед ребенком все
богатство родного языка. Сказка формирует представление о добре
и зле,
она с детства закладывает в душу заряд оптимизма, нравственные
идеалы
обличены в ней в художественную форму, а это усиливает
воздействие,
поэтому не нужно взрослым жалеть времени для того, чтобы побыть
вместе
с ребенком в мире сказки.
Сказки лучше детям не читать, а
рассказывать.
Рассказывать сказки лучше перед сном, когда ничто не отвлекает
внимание
ребенка, и он погружается в сказку, он живет и действует вместе
с ее
героями. Под сказку он засыпает. Сказка воспитывает ненавязчиво,
незаметно.
Дети, прежде всего, любят сказки о животных. К миру этих сказок
они
подготовлены колыбельным песнями и потешками. Звери в сказках,
как и в
потешках, живут подобно людям, они не отделимы от людей.
Сказки вводят ребенка в мир, где есть драматические конфликты,
где
хитрые и коварные обманывают простодушных, где непослушание или
доверчивость приводит к беде.
На психологию детей рассчитаны также волшебные сказки о встрече
детей
с ведьмой, лесным хозяином - Морозкой или Медведем. В сказке нет
прямой выраженной морали, как в басне. Сказка учит примером.
Хотя большинство сказок заканчивается торжеством добра и
справедливости, ребенок до счастливой развязки успевает
поволноваться.
Отзывчивое детское сердце способно сопереживать, даже если
сказка
знакома, и конец давно известен. Некоторые дети, слушая сказку,
даже
плачут.
Нельзя рассказывать на ночь страшные сказки.
Мы должны воспитывать наших детей на положительных героях, на
наших
народных сказках, а не грязи и цинизме, чтобы дети наши росли
добрыми,
ласковыми, спокойными. Воспитывать культурой, идеологией и
духовностью русского народа.
Продолжая свою работу в
этом же ключе, я уверенна, что пробуждение интереса к слову – поможет мне и
дальше воспитывать в детях художественный вкус, языковую культуру, творческое
отношение не только к литературе и искусству, а самое главное к жизни. Ведь
поэзия и литература делают жизнь полнее
и выразительнее, а нас чувствительнее к
слову и красоте – значит и к добру. А вкус к слову лучше всего
воспитывать именно в детстве.
Кречетова Н.И., воспитатель ГБОУ 1697
|
Категория: Статьи | Добавил: Елена (21.12.2012)
|
Просмотров: 1586
| Рейтинг: 3.0/2 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
Тесты |
|
|
|