Использование «живых картинок» для развития речи детей раннего возраста
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, особенно речи. Своевременное и правильное развитие речи является основой умственного развития ребенка. Как показали исследования, уже к концу 2-го года жизни речь становится основным средством общения ребенка с взрослым, и это открывает большие возможности для возникновения совершенно новых форм общения.
Наиболее эффективным является индивидуальное общение ребенка с взрослым на основе совместной деятельности. На это указывал известный советский психолог Д.Б. Эльконин. Он отмечал, что для овладения речью необходимо создавать потребность в активном использовании слов, которое возникает только при наличии потребности в общении. Таким общением ребенка с взрослым, которое, создает потребность в речевой активности, являются занятия с «живыми» картинками.
«Живые» картинки привлекают детей тем, что неожиданно меняют свой вид. Каждая «живая» картинка может служить для 2-3 разных по содержанию занятий; можно менять отдельные эпизоды, произвольно сокращать и увеличивать количество действующих лиц, переносить элементы одного рассказа в другой. Обычная картина всех этих возможностей не дает.
Целью нашего исследования было выявление эффективности использования занятий с «живыми» картинками для развития речи детей раннего возраста. Опытная работа проходила в первой младшей группе ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1697, в ней участвовало 10 детей.
Прежде чем выявить словарный запас детей, мы изучили и проанализировали программу первой младшей группы по развитию речи. Воспитатели группы работают по Программе «Истоки» под ред. Давичук и др.
В данной программе определены следующие задачи:
· Узнавать и называть некоторых животных и их детенышей.
·Упражнять детей в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз ( из 2-4 слов)
· Отвечать на понятный вопрос взрослого.
Чтобы проверить уровень знаний детей и их речевых умений, провели индивидуальные беседы по теме «Домашние животные». Во время бесед использовался наглядный материал: предметные картинки с изображением домашних животных и птиц. Каждому ребенку предлагалась картинка, и задавался вопросы: «Кто это?», «Как кричит?». Также ребенку предлагали позвать некоторых животных: кошку, уточку, курочку. Ответы детей не исправлялись, а только фиксировались в таблице.
Анализ ответов детей показал, что большинство детей не знает всех животных, как они кричат, не знают, как их позвать. В связи с этим были определены следующие задачи формирующего этапа: изготовить пособие «Живые картинки» по теме «Домашние животные», разработать конспекты занятий, провести их с детьми и определить эффективность этих занятий.
Для закрепления знаний детей о некоторых домашних животных была изготовлена «живая картинка» «Наш дворик». По этой картинке мы разработали и провели три занятия.
Сначала воспитатель подробно рассматривал картинку. Предлагал детям показать (или назвать) те или иные предметы (Где забор? Где будка для собаки?) Дети перечисляют все, что нарисовано на картинке. После того, как картинка детьми была подробно рассмотрена и воспитатель убедился в том, что они понимают название предметов, на ней изображенных (дерево, забор, кусты, будка), он начинает небольшой рассказ.
Во время рассказа педагог постоянно привлекает внимание детей, задает доступные им вопросы по поводу изображенного на картинке.
Примерное содержание рассказа:
"В этом доме живет девочка Катя. (Вставить картинку).
Вышла Катя во двор. Поставила миску с кормом на землю и стала звать кошку. Как Катя звала кошку? (кис-кис). (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
Бежит кошка и кричит.( Вставить картинку ) Как она кричит? ( мяу-мяу) (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
Накормила Катя кошку и кошка замурлыкала довольная: мур -мур-мур. Как она мурлыкала? ( Хоровые и индивидуальные ответы детей)".
Аналогично проговариваются все фигурки животных.
При подведении итога занятия дети еще раз вспоминают кого накормила девочка, как она звала животных.
При втором и третьем показе усложняли содержание: меняли персонажи, добавляли предметы. В показ, кроме домашних животных, включили домашних птиц.
«Живую» картинку с вставленными в прорези фигурками оставили в группе и обратили внимание на то, что некоторые дети стали подходить к ней и пытаться что-то говорить. Решили им помочь. Вынули фигурки из прорезей, разложили на столе и стали рассказывать. Дети повторяли рассказ воспитателя, воспроизводили звукоподражания, вставляли сами фигурки в прорези. Это дало возможность проводить индивидуальную работу с отстающими детьми. Те дети, у которых речь была более развита, сами проговаривали рассказ, вставляли фигурки, воспроизводили все звукоподражания. Дети с менее развитой речью делали это с помощью воспитателя. «Живые» картинки очень понравились детям. Им нравилось заполнять пустое пространство, «оживлять» картинку.
Для подведения итогов проделанной работы с детьми были проведены индивидуальные беседы по тем же вопросам, которые были заданы детям при первичном обследовании.
Анализ полученных во время формирующего этапа эксперимента данных подтвердил наше предположение о том, что «живые» картинки могут служить эффективным средством закрепления словаря и развития речи.
Результаты исследования позволяют предложить следующие рекомендации воспитателям при организации занятий с «живыми» картинками:
·Помимо традиционного иллюстративного материала рекомендуется использовать на занятии «живые» картинки. Это активизирует познавательную и речевую активность детей.
· Желательно изготовить «живые» картинки по нескольким темам – «Наш дворик», « Кто, где живет» и др.
· Чтобы заинтересовать детей деятельностью с «живыми» картинками и повысить эффективность занятий с ними, необходимо проводить такие занятия систематически.
· «Живые» картинки желательно использовать вне занятий для индивидуальной работы и предоставлять детям возможность самим вставлять фигурки и произносить текст, оказывая при необходимости им помощь в этом.
Таким образом, использование «живых» картинок будет удовлетворять потребность малышей в общении с взрослыми и развивать их активную речь.