Всем известно, насколько сложен и трудоёмок
процесс обучения первоклассников каллиграфически правильному письму. Задания по
штриховке дают возможность ребёнку 5-6 лет подготовить руку к напряжённой и
серьёзной работе в школе. Для этого применяются определённые правила, методики,
которые должны соблюдать дети. Перед началом занятия объясняем детям в игровой
форме правила работы:
- Штриховать только в заданном направлении
(оно указано стрелкой)
- Соблюдать расстояние (одинаковое) между
линиями
- Не заходить за контуры рисунка.
Во время работы следим за правильным положением тела ребёнка, правильно
ли он держит карандаш, с какой силой нажимает на него и т.д.
Систематическое выполнение
данных упражнений позволит ребёнку развить мускулатуру пальцев, координацию
движений, научит его ориентироваться на листе бумаги. Практика показывает, что
эти тренировочные упражнения могут быть использованы также при обучении письму
детей младшего школьного возраста.
Недостаточно развитое
пространственное восприятие может стать причиной неправильного употребления
предлогов, нарушения письма (оптическая дисграфия). При данном нарушении дети
могут путать верхние и нижние элементы букв, способ соединения, плохо ориентируются
на листе и в клетке. В этом случае игры со спичками могут помочь ребёнку в
решении этих проблем, потому что во время складывания рисунка он учится
находить «верх-низ», «право-лево» и т.д.
Занимаясь с детьми
логопедической группы можно наблюдать, что у большинства детей пальцы
малоподвижны, движения неточные, темп работы замедлен. Для коррекции и развитие
мелкой моторики, детям предлагаются
различные игры: мозаика, пазлы, «Квадраты Никитина», «Застегивание»,
«Шнуровка», «Пальчиковый театр» и т.д.
Игры со счётными палочками,
спичками также развивают не только тонкие движения пальцев рук, но и
пространственные представления, кроме того, во время этих игр можно развивать
представления ребёнка о форме, количестве, цвете, развивает творческое
воображение ребёнка.
Также в работе по мелкой
моторике положительные результаты дают складывание бумажных фигурок по типу
оригами: цветы, птицы, животные и т.д.
Оригами способствует развитию
сенсомоторики – согласованности в работе
глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в
выполнении различных действий.
Таким образом, если мы
хотим, чтобы ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко и
качественно выполнял любую самую тонкую работу, с самого раннего возраста надо
начинать развивать у него руки: пальцы и кисти, потому что, чем лучше работают
пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Выполняя пальчиками различные
действия, кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность
движений. Отсюда следует, что разнообразные упражнения и игры на развитие
мелкой моторики, оригами, ручной труд, конструирование, аппликация, рисование,
штриховка играют положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением
речи, создаётся база для овладения письмом будущих школьников.
Упражнения со спичками:
Сложи по чертежу рисунок из спичек.
Продолжи каждый из рядов.
Посмотри на изображение коровы и переложи две спички, чтобы
корова смотрела в другую сторону.
Штриховка:
Заштрихуй фигуры по
образцу.
Оригами:
Лиса.
Оранжевый квадрат - 15х15см. и прямоугольник 15х7см. Клей.
Голова. Положить прямоугольник белой стороной кверху.
1.Перегнуть прямоугольник пополам, совмещая длинные стороны. Немного
загнуть нижние углы.
2.Опустить верхнюю часть детали, совмещая верхнюю и нижнюю стороны.
3.Опустить верхние углы к линии перегиба. Перевернуть деталь.
Туловище. Положить квадрат белой стороной кверху.
4.Согнуть квадрат пополам «косынкой».
5.Отогнуть небольшую полоску от короткой стороны слева.
6.Раскрыть «карман» и расплющить его верхний угол.
7.Согнуть фигуру, опуская левый угол на правый угол.
8.Приклеить голову к туловищу. Нарисовать глаз и нос.
Волк.
Два серых квадрата 15х15см., 10х10см. Клей.
Голова. Положить маленький квадрат белой стороной на
себя.
1.Согнуть квадрат косынкой.
2.Отогнуть правый уголок кверху наискосок.
Туловище. 3.Согнуть квадрат пополам «косынкой».
4.Левый нижний угол согнуть к большому правому углу.
5.Приклеить голову к туловищу. Нарисовать глаз и нос.
Воспитатель ГБОУ д/с 1697
Юрковец Е.Б.
|