Меню сайта

Мы ВКонтакте


Главная

Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSS

ГБОУ гимназия № 1697
Структурное подразделение
Дошкольное отделение №1697



Вторник, 24.12.2024, 20:30


Главная » Статьи » Статьи

Произносительная сторона речи
Произносительная сторона речи

Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи, или звуковая ее культура. Основными компонентами произносительной стороны речи являются ритмико- мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем).

Интонация
Под интонацией понимается совокупность произносительных средств, которыми выражаются смысловые отношения и эмоциональные оттенки речи. Интонация включает ритм, тембр, темп и мелодику речи.

Мелодика речи – это повышение и понижение  голоса для выражения утверждения, восклицания, вопроса во фразе.

Ритм речи – это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.

Темп – это скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания.

Тембр – эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости…

Логическое ударение – смысловое выделение слова во фразе усилением голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать:

Речевой слух – такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух – восприятие движений тона голоса (повышение и понижение);

Основные качества голоса – силу и высоту;

Речевое дыхание – его длительность и интенсивность.

Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата:  

1.    Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены. 2.    Вытягивание губ вперед трубочкой.
3.    Чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
4.    Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
5.    Язык широкий
6.    Язык узкий
7.    Чередование широкого и  узкого языка
8.    Подъем языка за верхние зубы
9.    Чередование движений языка вверх и вниз
10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвинуть его в глубь рта и приближать к передним нижним резцам.




Рекомендуемая литература:

Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. —— 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. -- М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с.: ил



 
 
Яндекс.Метрика
Категория: Статьи | Добавил: Елена (05.12.2012)
Просмотров: 5610 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Тесты

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz