Одним из
разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия
речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона
речи, или звуковая ее культура. Основными компонентами произносительной стороны
речи являются ритмико- мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи
(система фонем).
Интонация
Под
интонацией понимается совокупность произносительных средств, которыми
выражаются смысловые отношения и эмоциональные оттенки речи. Интонация включает
ритм,
тембр, темп и мелодику речи.
Мелодика речи – это повышение и понижение голоса для выражения утверждения,
восклицания, вопроса во фразе.
Ритм речи – это равномерное чередование
ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.
Темп – это скорость произнесения речи. Он
может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и
эмоциональной окраски высказывания.
Тембр – эмоциональная окрашенность
высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные
оттенки: удивления, грусти, радости…
Логическое ударение – смысловое выделение слова во фразе
усилением голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.
Для
формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи
необходимо развивать:
Речевой слух – такие его компоненты, как
восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный
слух – восприятие движений тона голоса (повышение и понижение);
Основные
качества голоса – силу и высоту;
Речевое дыхание – его длительность и интенсивность.
Упражнения,
вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата:
1. Удерживание губ в улыбке, передние
верхние и нижние зубы обнажены.
2. Вытягивание губ вперед трубочкой.
3. Чередование положения губ в улыбке и
трубочкой.
4. Спокойное открывание и закрывание
рта, губы в положении улыбки.
5. Язык широкий
6. Язык узкий
7. Чередование широкого и узкого языка
8. Подъем языка за верхние зубы
9. Чередование движений языка вверх и
вниз
10. Чередование
следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвинуть его в глубь рта и
приближать к передним нижним резцам.
Рекомендуемая литература:
Развитие речи детей
дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А.
Сохина. —— 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
Филичева
Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для
воспитателей дошкольных учреждений. -- М.: Профессиональное образование, 1993.
- 232с.
Фомичева М.Ф.
Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии:
Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». ––
М.: Просвещение, 1989, - 239 с.: ил