Педагог-психолог д/с 1697 Богомоловой Натальи Леонидовны
Материалы ГОУ д/с 1697
комбинированного вида предоставлены по итогам проведения следующих мероприятий
в рамках программы развития дошкольного образования в городе Москве
2008-2017г.г.
Городской конкурс «Детский сад будущего».
В 2008 году д/с 1697 стал
лауреатом конкурса.
Модульные семинары с 2007 по 2009 г.г.
«Коррекционно-развивающая работа
с детьми д/с 1697»,
«Взаимодействие детского сада и семьи в рамках программы
«Московская семья – компетентные родители» (2007),
«Здоровье сберегающие
технологии», «Здоровый ребенок».
Проект
«Детский сад будущего» ГОУ д/с комбинированного вида № 1697 в рамках
программы дошкольного образования города Москвы на 10 лет Департамента
образования г. Москвы.
Представление
проекта – выступление заведующей д/с 1697 Пововой В.А.
Основная
цель проекта: обеспечение всех детей ДОУ качественными
образовательными услугами, отвечающими запросам семьи и интересам ребенка.
Основная
задача проекта.
«Детский
сад будущего» - «Современные и информационные технологии»: использование
современных информационных технологий и достижений научно-технического
прогресса в ДОУ для реализации основной идеи программы развития дошкольного
образования г.Москвы
– дошкольное учреждение, как особое пространство,
позволяющее спроектировать индивидуальную образовательную траекторию развития
ребенка, что поможет решить задачи дошкольного образования (на 2008-2017 годы)
и сформировать модель единого, открытого информационного пространства
– взаимодействия
на всех этапах воспитательно-образовательного процесса, связывающего всех
субъектов процесса образования, способствующих взаимодействию между ДОУ и
семьей.
Основные
задачи дошкольного образования на 2008-2017 г.г.:
-
по обеспечению доступности дошкольного образования;
-
созданию «Д/с будущего»;
-
в области сохранения и укрепления здоровья ребенка, развития физической
культуры и спорта;
-
в области обеспечения качества дошкольного образования;
-
в области развития эксклюзивного, интегративного и специального дошкольного
образования (реабилитация детей);
-
в области реализации программы «Московская семья – компетентные родители» и
пилотного проекта «От младенчества до школы» Департамента образования г.Москвы
и ЮНЕСКО.
Данные направления и задачи под силу осуществить
только профессиональным педагогам, поэтому в нашем коллективе все педагоги постоянно повышают свою квалификацию, не
только на курсах и модульных семинарах, но самое главное, в государственных
педагогических университетах и колледжах, чтобы получить диплом именно по
профессии педагога дошкольного образовательного учреждения. В данный момент
обучаются 5 воспитателей в ГОУ педагогическом колледже № 14 г. Москвы.
Планируют поступить еще 2 воспитателя, не имеющие педагогического образования.
Продолжают обучаться в ГОУ педагогических университетах 2 воспитателя. А
учитель-логопед поступила в аспирантуру. Таким образом, в ГОУ д/с 1697 на
сегодняшний день с высшим педагогическим образованием - 10 человек, со средним
специальным педагогическим – 9 человек. Имеют высшую квалификационную категорию
7 педагогов. Первую квалификационную категорию – 3, вторую квалификационную
категорию – 9 педагогов. В нашем детском саду педагоги с разным педагогическим
стажем, от 1 до 45 лет. ГОУ д/с 1697 полностью укомплектован кадрами.
Остаются работать только влюбленные в свою профессию,
педагоги, любящие детей, творческие личности. Преемственность поколений
помогает не утратить накопленный педагогический опыт, приумножая
профессиональные навыки и сберегая традиции.
Из опыта
работы Баевой Валентины Михайловны
воспитателя д/с №1697
(здоровьесберегающие
технологии)
Я работаю в логопедической группе №2. К
нам приходят дети с диагнозом ОНР. По медицинским заключениям у нас 50% детей с
диагнозом ЗПР и не учитывать это нельзя. И в своей психолого-педагогической
работе мы учитываем этот факт.
У детей нашей группы по сравнению с их
сверстниками массовых групп выявлено достоверное отставание в уровне развития
координационных, скоростно-силовых и скоростно-координационных способностей,
гибкости, общей выносливости. К числу характерных особенностей у наших детей
относятся неравномерность формирования разных сторон их психической
деятельности, наличие инфантильных черт, недоразвитие общей и мелкой моторики.
Нашей конечной целью является
- снятие психического стресса
перед школой (социальная готовность к школе),
- развитие любознательности как
основы познавательной активности,
- развитие интеллекта,
творческого воображения,
- формирование умения общаться со
взрослыми и сверстниками.
Все это позволит ребенку в дальнейшем
адаптироваться к новым условиям (когда он пойдет в 1 класс) и успешно овладеть
школьной программой.
Но наипервейшей задачей является
укрепление физического и психического здоровья
Какие же здоровьесберегающие технологии
используются в нашей группе?
Физкультурно-оздоровительные технологии:
- дыхательная гимнастика (на
утренней зарядке, на физкультминутках и в гимнастике после сна), профилактика
простудных заболеваний, речевки, элементы фонетической ритмики а-а-а, о-о-о,
- самомассаж (включаем в
комплексы упражнений массаж рук- потираем, «моем» руки – интенсивно – это
стимулирует прилив крови к рукам, что благоприятствует функциональной
деятельности головного мозга, массаж «волшебные точки» ушей) ,
- гимнастика для глаз
(«зрительная дорожка»), которая вызывает активную циркуляцию крови, стимулирует
нервные окончания и дает отдых утомленным глазам, профилактика близорукости,
- профилактика плоскостопия –
массажный коврик, специальные упражнения для стоп, включенные в зарядку,
- формирование правильной осанки,
- игры и упражнения на развитие
мелкой моторики рук - мозаика, шнуровки,
пазлы, (папка).
И самое главное – соблюдение режима дня:
четко соблюдать режим сна, прогулки, проветривания – об этом все говорят, но не
всегда соблюдают. Очень важен световой режим – в группе должно быть светло в
любое время, короткие занавески, пустые подоконники. Нагрузки должны быть
дозированными – у наших детей нервная система истощаемая и пресыщаемая и поэтому обязательна смена видов деятельности во время
занятий.
Психическое здоровье – особенно актуально
для нашей группы (в 1979 году Всемирной организацией здравоохранения было
введено понятие «психического здоровья).
Что же делается у нас в группе для сохранения «психического здоровья»?
(мы работаем в
тесном контакте с логопедом и психологом):
- создание
благоприятной психологической атмосферы в группе – во многом зависит от
педагога, которому, как правило, самому требуется психологическая помощь – бывают
дети с отклонениями в поведении, гиперактивные, которые могут раздражать
воспитателя, а ему надо быть терпимым, спокойным (надо проводить тренинг, создать в саду
психологическую службу помощи педагогам: педагог должен находить контакт с
родителями, с детьми, еще важен подбор педагогов в группе),
-
индивидуально-ориентированный подход к каждому ребенку с учетом физического
здоровья, темпов развития и психических особенностей каждого (у детей свой
темперамент) – не давить, стараться решать все проблемы в игровой форме (пример
– Пичков Влад – подготовка к занятиям),
- создание
предметно-развивающей среды,
- ведется
большая работа с родителями: наглядно-информационная, познавательные беседы,
досуги, анкетирование, выпуск газет, выставки, индивидуальные беседы,
родительские собрания.
Выступление педагога-психолога д/с № 1697
Представление проекта «Детский сад будущего».
На данном этапе должно сложиться
четкое представление о роли и значении информационных технологий в жизни
учреждения и повышении ПВК педагогов, модель информационного взаимодействия ДОУ
и семьи, как неотъемлемого звена системы образования: для этого создаются
условия для
- обучения педагогов на
компьютерных курсах, самообучение;
- повышение самомотивации
развития и творчества;
- разработка конспектов занятий
развития современных компьютерных технологий позволит не только использовать
уже разработанные программы для подготовки
к занятиям, но и создавать самим видеоматериалы с учетом поставленной
задачи, что обеспечит индивидуальную, образовательную траекторию развития
ребенка.
Пример использования интернет ресурсов.
Занятие из цикла «Ознакомление с Москвой и формирование пространственных
представлений в городе Москве».
Созданию таких занятий поможет банк
демонстрационных материалов учреждения.
Говоря о роли информационного
взаимодействия ДОУ и семьи могу привести ряд примеров:
Ø
выхода из конфликтных ситуаций с использованием
интернет. Проведением форумов на сайте Департамента и ОУО г.Москвы.
Ø
Привлечение к вопросам и проблемам семьи и ДОУ
специалистов различного уровня образования, науки, медицины
Ø
Ощутимая роль при подготовке ребенка к д/с,
школе – рекомендации, советы, помощь в процессе адаптации ребенка. С
привлечением фото и видео наблюдений и записей, своевременно представленных
родителям по запросу или с разъяснительной целью
Ø
Создание электронной библиотеки для педагогов и
родителей, членов семей.
Интернет
поможет преодолеть расстояния, сделать информацию доступной и своевременной и
эффективной.
Данный опыт
поможет в дальнейшем использовать новые информационные технологии, достижения
научно-технического прогресса повысить качество образовательных услуг,
отвечающих запросам семьи и интересам ребенка.
Сформировать
модель единого открытого информационного пространства – взаимодействие на всех
этапах воспитательно-образовательного процесса, связывающего всех субъектов
процесса системы образования, способствующей взаимодействию между ДОУ и семьей.
Модель комплексного взаимодействия в работе специалистов и педагогов
д/с № 1697 с детьми
педагога-психолога
Богомоловой Н.Л.
Высокий уровень подготовки детей к школе удается достичь благодаря взаимодействию в
работе всех педагогов и специалистов комплексности и интегрированного подхода
решения задач развития воспитания и обучения детей с учетом индивидуальных
особенностей темпов развития д/с и своевременному оснащению зон развития для
детей:
- комбинированные занятия для детей старшего дошкольного
возраста и групп ОНР
учитель-логопед,
педагог-психолог,
воспитатели,
воспитатель по физкультуре,
инструктор по плаванию,
мед. сестра
- дифференцированный подход в работе с детьми с разным
уровнем двигательной активности, в работе с мальчиками и девочками
воспитатель по физкультуре,
педагог-психолог;
- занятия с детьми на свежем воздухе в теплое время года
педагог-психолог,
воспитатели,
воспитатель по физкультуре.
Под контролем врача, старшей медсестры.
Движение детей в течение дня по
зонам развития, новые методы и формы работы с детьми помогают сократить
время на организованные формы работы (занятия), предотвратить переутомление
детей и увеличить время на свободную игровую деятельность детей на свежем
воздухе.
Оснащение зон развития
Бассейн, музыкальный и
физкультурный залы – зоны релаксации, двигательные, игровые зоны,
Кабинет психолога – артстудия,
учебная, игровая зона, сенсомоторная комната, зона релаксации
Группы д/с – игровые и учебные зоны, зона отдыха.
Совместное
проведение консультаций для педагогов и родителей («минимализация детских
страхов, преодоление страха воды», «профилактика детского травматизма, обучение
плаванию детей в теплое время года, охрана жизни и здоровья, подготовка и
адаптация детей к школе, детскому саду»), модульных семинаров и тренингов,
(тренинги эмоциональной устойчивости педагогов, модульный
семинар-практикум
Модульные семинары с 2007 по 2009 год «Коррекционно-развивающая работа
с детьми д/с 1697», «Взаимодействие детского сада и семьи в рамках программы
«Московская семья – компетентные родители» (2007), «Здоровье сберегающие
технологии», «Здоровый ребенок»). Городской конкурс «Детский сад будущего». В
2008 году д/с 1697 стал лауреатом конкурса,
в подготовке и проведении
которых задействованы все специалисты д/с педагоги и родители, учителя школ,
врачи поликлиник, методисты НМЦ ВОУО,
где слушатели являются активными участниками обсуждения и взаимодействия,
помогают не только изучить и понять проблему, но и найти новые формы
взаимодействия в работе с детьми.
Проводятся
праздники, конкурсы, консультации, выставки дни
открытых дверей, на которых мы рады видеть учителей школ, родителей,
выпускников детского сада, бабушек и дедушек, что оказывает помощь в
социализации, адаптации ребенка, подготовке
к школе.