Игры, забавы и развлечения – непременные спутники
жизни детей в дошкольных учреждениях, а также в семье. Дети в этом возрасте любят
играть в разнообразные игры: народные, подвижные, дидактические, игры-забавы,
сюжетно-ролевые, досуговые, строительные и т.д. Для ребят дошкольного возраста
игры и игровые упражнения имеют огромное значение для всестороннего развития:
это и учёба, и труд, и воспитание, и способ познания окружающего мира, а также
физическое развитие ребёнка. Во время
игры воспитываются такие чувства как дружба, взаимопомощь, честность. В подвижных,
народных, досуговых играх развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства,
воспитывается дисциплинированность, сообразительность. Играя, ребёнок изучает
форму, цвет, свойства предметов, пространственные отношения и т.д.
В народных играх и развлечениях много шуток, юмора,
веселья, которые вызывают у детей гамму чувств и переживаний. Использование
русских народных игр в организации досугов, детских праздников, семейных
вечеров отдыха способствует созданию неповторимой радости и доброжелательности.
Дома, в семейном отдыхе, можно использовать словесные
игры, шутки, забавы такие как «Чепуха», «Испорченный телефон», «Фанты» и другие
игры, которые развивают память, внимание, быстроту реакции у ребёнка и, в тоже
время, веселят всех. Преимущество использования их в практике семейного
воспитания, прежде всего в простоте и доступности их организации. С ребёнком
можно играть по дороге в детский сад, во время семейных прогулок на природе, в
гостях и т.д. Родители, играя с детьми, доставляют им много радости и
удовольствия, а сами лучше узнают своего ребёнка и, что самое главное, становятся
его другом. Доброжелательный смех взрослых, участвующих в игре, действуют на
ребёнка сильнее, чем замечание и наказание.
Дети младшего дошкольного
возраста любят играть с песком и водой, например – выкладывать на песке узоры
из ракушек, камешков, палочек. Участие в этих играх активизирует детскую
самостоятельность, развивает воображение и фантазию. Игры и забавы в воде
полезны для подготовки детей к обучению плаванию.
Детей старшего дошкольного возраста можно научить
играть в настольный теннис и бадминтон по упрощённым правилам. В таких играх
дети приучаются правильно держать ракетку, бросать и ловить мяч,
ориентироваться в пространстве, у них развивается глазомер, тренируются мелкие
мышцы рук, ловкость, быстрота движений. Выполнение различных действий с мячами
также способствует развитию у детей координации движений, глазомера и
укреплению различных групп мышц.
Классификация
игр и игровых упражнений:
1.Игры-забавы с водой
«Цапли»: Дети, войдя в воду по колено, ходят по дну вдоль берега, высоко
поднимая ноги, стараясь переносить их над поверхностью воды.
«Водяной паучок»: Сделав глубокий вдох, ребёнок ложится на воду лицом
вниз и раскидывает ноги и руки в стороны. В этом положении надо постараться пролежать
на воде, досчитав про себя до 5.
«Напои лошадку»: Ребёнок становится на расстоянии 4-5 метров от лошадки –
игрушки. Ему дают в руки ведёрко с водой и завязывают глаза. Надо подойти к
лошадке, и напоить её из ведра. (Поднести к мордочке лошади ведёрко).
2.Народные и досуговые игры
«Силачи»: Играющие упираются локтями о стол и соединяют кисти. Каждый в
паре начинает давить на руку товарища, стараясь положить её на стол. Побеждает
тот, кто, заставит партнёра положить руку на стол.
«Перелизы»: Один из играющих выбирается ведущим и становится в середину
круга. Все приговаривают: «У дядюшки Трифона семеро детей и все сыновья. Они не
пьют, не едят, друг на друга глядят, и все делают вот так…». Ведущий делает какое-либо движение, и все должны его
повторить. После 2-3 повторений игры, водящий выбирает кого-нибудь на своё
место и игра продолжается.
3.Подвижные игры
«Пустое место»: Дети становятся по кругу, руки держат за спиной. Водящий
проходит сзади играющих, дотрагивается до кого-нибудь, и продолжает бежать
вокруг круга. Ребёнок, до которого дотронулся водящий, бежит вокруг стоящих по
кругу детей в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на своё
место. Кто первый займет пустое место, тот и остаётся в кругу.
«Жмурки с колокольчиком»: Одному из детей дают колокольчик; двое других -
«жмурки», им завязывают глаза. Ребёнок с колокольчиком убегает, а «жмурки» его
догоняют. Кто поймает ребёнка с колокольчиком, то меняется с ним ролями.
4.Рисуночные игры
«Волшебный салют»: На полу расстилают лист ватмана или обоев. Нужны жидкие
краски, тазик с водой, тряпочки, кисти или старые зубные щётки. Манипулируя
любым способом кистью или зубной щёткой, ребёнок брызгает на лист бумаги,
устраивая «волшебный салют».
«Чудо-рисунок»: Предложить ребёнку нарисовать что-то (портрет мамы,
животное, город, машину, дом и тд.) из…разных цветов, из овощей, фруктов,
геометрических фигур и тд. Вот это будет чудо-картина.
Воспитатель логопедической группы №2
Юрковец Е.Б.
|