Готов ли ребенок к школе?
Этим вопросом задаются родители, похоже, уже с 2-х - 3-х летнего
возраста своего чада. Школы развития, почти принудительная социализация,
подготовительные курсы. И никакой гарантии, что ребенок хорошо
адаптируется и в школе проблем не будет. Бывает наоборот – практически
никаких занятий, а в школе у ребенка все нормально, ну, во всяком
случае, так утверждает мама. Да и еще напасть – предстоит собеседования
со школьным психологом. Что будет на собеседовании с учителем, можно
предположить: игры со словами, счет, чтение, возможно, логические ряды. А
вот психолог? К чему готовиться?
Диагностика школьной готовности психологом начинается с того момента, когда ребенок вошел в кабинет…
Вот заходит молодой человек, а родители привычно
снимают с него куртку, шапку, приглаживают волосы (мда, кто ж тебе в
сентябре, ребенок, куртку с шапкой снимет, стресс – все разделись, а ты
не успел, да еще вещи постоянно теряются). Девочка – зашла и,
театральным жестом закрыв лицо руками, отворачивается к стене. Мама:
«Она у нас такая стеснительная, с ней надо подружиться». А в классе 25
детей, и каждый имеет право на доброжелательное внимание и особое
отношение. Интересно, будет ли готова мама объяснять дочери в сентябре,
что учитель не может спрашивать только ее, хвалить только ее. А если
учитель сегодня уделил особое внимание другому ребенку, то это совсем не
значит, что учитель тебя не любит.
Важная процедура – знакомство. Называю себя, говорю,
что я психолог. Спрашиваю, знает ли, зачем сюда пришел. Частые ответы:
«В школу записываться» (ну, я-то в школу не записываю). Иногда пожимает
плечами, иногда говорит, что родители сказали, что надо в школу идти.
Называет свои фамилию, имя, отчество (отчество могут назвать далеко не
всегда.) Как зовут маму, папу? Иногда вдруг совсем детсадовское - «папа
Дима», ладно, может, волнение, поможем. Домашний адрес... Камень
преткновения: кем работают родители. Ответы: «на работе; за компьютером;
директором; не знаю, они мне не говорили».
Папы и мамы! Даже первокласснику можно объяснить,
кто такой менеджер, программист, бухгалтер. Ему же очень надо знать про
вас, про свою семью больше. Это то, что будет его поддерживать в
нелегкий период адаптации к школе. Да и связь с вами крепче будет.
Беседуем о школе. Вопрос «Хочешь ли в школу?»
можно не задавать, даже если не хочет, не скажет. А вот интересно, как
ты думаешь, какой у тебя будет любимый предмет в школе? КАК химия?
Вынуждена тебя огорчить, малыш, химию в первом классе не изучают. Но
посыл интересный… А сколько лет в школе учатся, знаешь? А сколько
уроков в день будет? Если не знает, рассказываю. Интересна реакция:
«Письмо каждый день? У-у-у, я это не люблю…» (а вот это вопрос уже к
родителям: когда ваш ребенок успел приобрести негативное отношение к
письму?). А читать любишь? А какую тебе вчера книжку читали? Родители
начинают объяснять, что именно вчера так сложилась ситуация… (Знали бы
вы, что именно это же самое сказали уже родители троих детей до вас).
А теперь давай сыграем в школу. Я буду давать тебе задания, а ты их постараешься выполнить.
Память. Сколько слов запоминает из 10 случайных
простых слов (лес, окно, вода). 3-4 – маловато. А если я еще раз слова
скажу, сколько сможешь повторить?
Мальчик. Запомнил с первого предъявления четыре
слова.Читаю слова еще раз – повторяет пять, но… других. Читаю еще раз –
снова пять, и снова нет слов из предыдущего повтора. А теперь
представьте, если учитель на уроке попросила его повторить правило.
Снова мальчик. Запомнил 7 слов, но … «гроза»
вместо «грома», «лоб» вместо «носа». Запоминаешь ассоциативно? Молодец.
Но хорошо ли ты слышал те слова, которые я произносила? И умеешь ли
отличать похожее от одинакового? А если я прочитаю тебе небольшой
рассказ, несколько предложений, сможешь ли запомнить, о чем он был?
А
картинки как запоминаешь? Можно смотреть полминуты, потом я картинки
закрою, а ты мне скажешь, что запомнил… А интересно, почему ты взглянул
на картинки и отвернулся со словами «Я запомнил». Ты еще не знаешь, что
узнать и запомнить – это не одно и то же? И никогда не играл в
«Парочки» и «Что изменилось?». Это очень увлекательные игры! Только не
на компьютере. Карточки надо руками, а не «мышкой» переворачивать.
Правда, для такой игры нужен партнер. А мама так устала вечером…
Осведомленность. Основа мышления. Несколько лет
наблюдаю интересную картину. Осведомленность будущих первоклассников
стала мозаичной. Может знать планеты Солнечной системы и не знать, кто
такой карась. А как называется столица нашей Родины?
Собеседование в тот раз проходило 10 мая. Вчера
был праздник, цветы ветеранам, салют. Какой праздник был вчера? – День
Победы. Скажи, пожалуйста, а какую победу мы празднуем? Кто кого
победил? – Молчание, вопросительный взгляд в сторону родителей...
Есть такое задание. Я называю слова, а ты к моим
словам придумай два своих, чтобы подходили. Я начинаю «Стул, диван…»
Здесь проблем, обычно не бывает: «стол, кресло и т.д» Иногда пугаются,
что слишком просто, начинают искать подвох. А как все это одним словом
назвать ? Правильно, мебель.
Девочка. Я называю: «Москва, Париж…», продолжает «Арбат, Штальман» А как назвать все это одним словом? Магазины…
Исключение лишнего. Я тебе назову слова (покажу
картинки). Все слова (картинки) друг к другу подходят, а одно лишнее.
Найди его. «Молоко, сметана, колбаса, сыр, ряженка…». Варианты: «нет
лишнего; ряженка, мы ее не покупаем, а что такое ряженка (помните про
осведомленность?), сыр, он твердый…» Задание очень показательное. Для
того, чтобы обобщать и сравнивать, необходимо уметь относить предмет к
определенной категории. А для этого нужно понимать, что здесь главное. В
нашем примере – не твердость, а сырье (молоко или мясо).
Это наболевшее. В погоне за творчеством мы иногда
забываем дать основы. В тетрадке для младшей группы «Раз ступенька, два
ступенька» есть недопустимые, на мой взгляд, задания: «Две рыжие кошки,
черная кошка, рыжая собака (картинки). Кто здесь лишний?»
Предполагается, что правильных ответов два: собака, потому что все
остальные кошки. Черная кошка, потому что остальные - рыжие. Так
нельзя. Ребенок должен сначала усвоить, что принадлежность к кошачьему
племени важнее цвета. Из той же тетради, только для другой группы:
собака, шкаф, стол на трех ножках. Кто здесь лишний… Какие варианты
будут, уважаемые родители?
Задания на аналогии. Это многим взрослым знакомо:
что подходит к ноге так же, как перчатка к руке? Стол-скатерть, пол - …
(выбери из моих слов: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди). Знаете, какой
ответ самый частый после правильного? Пыль! Что же у нас на полу-то
лежит… Задание это сложное, логическое мышление только начинает
развиваться. Именно с этим заданием плохо справляются шестилетки, год -
разница серьезная. И еще это задание хорошо показывает, понимает ли
ребенок, что между предметами/явлениями есть связь. А то иногда
возникает проблема определить связь между градусником и температурой.
А мы продолжим. Можешь ли скопировать образец? Вырезать кружок из бумаги? Завязать шнурок на моем планшете-шнуровке?
Все это время ребенок себя как-то ведет, ему
интересно или нет, он сталкивается с неудачей и реагирует на нее. Это
бывает показательнее, чем само выполнение заданий.
И еще… Если мы с будущим первоклассником
встретились первый раз, можно предположить, что на результаты
диагностики повлияла незнакомая ситуация и волнение. Пусть встреча со
школьным психологом не становится для Вашего ребенка стрессом.
…Сегодня мы идем к школьному психологу, который
хочет познакомиться с ребятами, поступающими в первый класс. Он
предложит тебе интересные задания, а ты их постараешься выполнить. Если
нам эти задания понравятся, мы сможем поиграть в них дома… Источник: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=6525
Другие статьи:
|