Детская
агрессивность – это нецивилизованный выход запаса энергии с целью получения
разрядки. Агрессивноcть проявляется в том, что ребёнок кричит,
топает ногами,
кусается, пинается, отбирает игрушки,
дерётся,
замахивается на взрослых,
визжит, бранится, рвёт книжки и т.д.
Детская агрессивность – иногда необходимое проявление, выражающееся в нарушении правил, установленных
взрослыми.
Дети по-разному реагируют на
наши запреты и предписания. Одни -
спокойно, другие же – реагируют таким поведением, которое мы воспринимаем
как агрессивное.
В какой степени агрессивность
нормальна для дошкольника?
В
определённый период детства (2-4 года) детям
свойственна агрессивность, так как детская жизнь полна разочарованиями,
вызванными лишениями и ограничениями, которые становятся травмирующими для
ребёнка. Ребёнок не становится агрессивным неожиданно. Этот процесс происходит
постепенно. До определённого момента ребёнок выражает свои потребности в более
мягкой форме, но взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока не
сталкиваются с явными нарушениями поведения, которое воспринимается как агрессивное
или асоциальное.
В действительности это является отчаянной попыткой
удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные
связи. Просто ребёнок в настоящее время не в состоянии выразить свои чувства
другим способом.
Агрессия может возникать:
1. Как крайняя мера, когда у ребёнка нет
других возможностей для удовлетворения своих потребностей. Как выход
переполнявшей ребёнка энергии (ребёнку надо бегать, прыгать, а ему не дают.Он начинает пинать мячик, при его
отсутствии – своего соседа).
2. Как «наученное» поведение, когда
ребёнок ведёт себя агрессивно, следуя образцу (родители, герой мультфильма, игрушки, в которые играет ребенок и
т.д.).
3. Агрессивность и конфликтность как
следствие эгоистичности ребёнка, который привык к вниманию дома и требует его и
в детском коллективе. В ход идут все средства, в том числе и агрессия –
конфликты, ссоры, драки. Главное – быть в центре внимания.
4. Агрессия – как форма защиты от
чувства тревоги, неуверенности, подавленности, стресса. Такие дети убегают от
сильных, но лезут в драку со слабым. Оборона у маленького агрессора заключается
в нападении, это придаёт ему уверенность.
5. Агрессия – в ответ на эмоциональный
голод, эмоциональную неудовлетворённость ребёнка. Если ребёнок «заброшен», то
он вымещает свои чувства тихо, но очень зло, это проявляется: в обжорстве,
издевательстве над другими людьми, животными, ябедничая, причиняя боль другим,
оскорбляя руганью.
В такой
ситуации необходимо обследование ребёнка и помощь специалиста.
Необходимо учить своё дитя
бесконфликтно общаться с другими детьми.
Да, мы
обязаны устанавливать правила и запреты и не возмущаться при этом, что дети
против них протестуют и пытаются с ними бороться. Это нормально, если всё
происходит в определённых рамках, ведь мы не хотим видеть абсолютно покорного
ребёнка. Гнев может вспыхнуть, когда тебя критикуют, когда от тебя что-то
требуют или запрещают. Проявление агрессивных
влечений у детей – вполне нормальное явление. Если ребёнок в гневе, и
причиной является ваш запрет, то не осуждайте его за это. Оставьте запрет в
силе, но при этом посочувствуйте, утешьте его, если возможно, предложите
какой-нибудь компромисс. Для взрослых важно
понять, что в состоянии злости и раздражения нельзя «разруливать»
никакие конфликтные ситуации с детьми.
Памятка для родителей
по профилактике детской агрессивности
1. Сделайте так, чтобы избавить ребёнка
от переживаний, стрессов, конфликтов, тревоги и неуверенности в своих силах в
семье.
2. Будьте примером поведения для
ребёнка: не допускайте вспышек гнева, не говорите плохо о людях, не стройте при нём планов мести.
3. Обсуждайте с ребёнком возможные
варианты его поведения. Пусть он сам скажет, когда был не прав, и почему
возникла ссора или драка.
4. Не забывайте лишний раз пожалеть,
приласкать и похвалить ребёнка.
5. Ребёнок должен расти с уверенностью в
том, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную минуту жизни он может
прийти к Вам за помощью и поддержкой.
6. Предложите ребёнку игры и упражнения
на снятие напряжения, эмоциональное
расслабление, на расширение поведенческого репертуара:
-
«Воздушный шарик». – ТЫ шарик. Вот ты сердишься, всё больше и больше (надуваете
шарик). Злости всё больше, ты уже весь ею заполнен – вот как этот шарик, такой
же надутый. Что произойдёт? Ещё немного злости, и шарик лопнет
(продемонстрировать ребёнку, как лопнет шарик). А если осторожно выпускать
воздух, то он останется целым, не лопнет.
-
«Брыкание»». – Малыш, лёжа на ковре, брыкается, как жеребёночек, как большая
лошадка.
-
Прыгать, как кузнечик, козлёнок, лев, кенгуру, дождевые капельки.
- Посиди,
как бабочка на цветке, бабушка в кресле, наседка на гнезде.
-
Походи, как медведь по лесу, хитрая лиса, котёнок, черепаха…
-
Поплавай, как золотая рыбка, злая акула, огромный кит, зубастый крокодил…
-
Полетай, как снежинки, гуси-лебеди, Баба-яга на метле, маленький воробей,
большой орёл, лёгкое облачко, пчёлка над цветами…
|