Фонематический слух – слух позволяющий различать и
определять наличие в словах речевых звуков (фонем). В норме формируется к 2
годам.
Недостаточное развитие фонематического слуха может
стать причиной нарушения звукопроизношения («лыба», «сапка» и т.п.), нарушения слоговой структуры слова («бебемот»
- бегемот), пропуска предлогов,
неправильного употребления окончаний.
Упражнения для развития фонематического слуха
Подготовительные: 1. «Угадай, что
звучит» Ребенку вначале демонстрируют предметы и издаваемые ими звуки. Потом с
закрытыми глазами ребенок должен на слух узнать источник звука. Примеры:
переливание воды, пересыпание крупы, разрывание бумаги и пр.
2.«Найди пару».
Одинаковые непрозрачные коробочки (например, из-под «Киндер-сюрприза») попарно
наполняются песком, горохом, пуговицами и др. сыпучим материалом. Ребенок,
встряхивая коробочки, на слух должен найти каждой коробочке пару, которая
звучит так же.
Вначале
берут контрастные по звучанию предметы, постепенно переходя к близким по
звучанию.
Выделение
звука из ряда других звуков
Вначале ребенку трудно выделить заданный звук. Чтобы
облегчить ему выполнение задания используется
зрительная опора на артикуляцию взрослого («Посмотри, что делают мои губы (язык,
зубы), когда я произношу звук У (О, И …)? Они вытягиваются трубочкой
(округляются, улыбаются …»).
Звуки, предъявляемые ребенку, произносятся длительно,
не торопясь, нужный звук можно выделить голосом, произнести громче других.
Когда ребенок поймет, что от него требуется и научится выделять требуемый звук,
звуки называются обычным голосом в более быстром темпе, а рот взрослого
закрывается листом бумаги или ребенка поворачивают спиной, чтобы опора была
только на слух.
«Поймай звук» Инструкция ребенку: «Хлопни в ладоши,
когда услышишь звук У: З, Р, У, С, А, И, У, Ш, У, М, Ж, Э, У
…» Ребенок звуки вслух не повторяет.
Аналогично со звуками А, О, И, М, В и др. Согласные звуки произносятся, как они звучат в конце слова (соМ, поЛ), не "ЭМ" или "ЛЭ".
Когда ребенок будет уверенно справляться с такими
заданиями, переходим к
Выделению
звука из слогов
Это задание более сложное, поэтому
вначале может опять понадобиться опора на артикуляцию и выделение звука
голосом.
Инструкция аналогична предыдущей:
«Хлопни, когда услышишь звук М: он, ум, ах,
ит, ам, ол, ус….» Когда ребенок будет хорошо справляться с
такими заданиями переходят к слогам, в
которых требуемый звук на первом месте (ма,
ту, со, за).
Как правило, к концу средней группы при
условии систематических занятий дети справляются с таким заданием.
Выделение
звука из слов
Поскольку задание опять усложняется,
могут снова потребоваться все перечисленные выше меры.
Отработка происходит в такой
последовательности:
- звук в начале слова ( Астра, Аня)
- в конце слова ( губА, трубА)
- в середине слова (дОм, колОдец)
- в середине слова в стечении двух
согласных (баЛкон, паЛка)
При отработке согласных звуков
следует учитывать, что звонкие звуки в некоторых позициях оглушаются (леФ, лаФка).
Такие слова не следует брать, чтобы не запутать ребенка и не спровоцировать
ошибки.
Повторение
цепочек слогов
Для 4-5 лет берутся цепочки из 2-х
слогов, с 5 лет из 3-4 слогов. Не даются слоги, в которых встречаются
неправильно произносимые ребенком звуки (р, ш, ж и др.)
«Повторяй за мной» (ориентировочно №1,2
для 4 лет, №3-5 на 5-6 лет, №6 -для 7 лет)