Меню сайта

Мы ВКонтакте


Главная

Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSS

ГБОУ гимназия № 1697
Структурное подразделение
Дошкольное отделение №1697



Суббота, 18.05.2024, 17:17


Главная » Файлы » Файлы

Не переучивайте левшу
29.05.2010, 16:04
           Долгое время главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире, где   превалируют правши и где все технические средства рассчитаны на праворуких людей. Многие родители переучивали детей, так как боялись, что в дальнейшем „левизна" помешает приобретению профессии. К счастью, в последние годы отношение к леворуким людям существенно изменилось. Отрадно, что педагоги да и многие родители понимают: „левизна" — это не каприз и не упрямство ребёнка. Она объясняется особой организацией мозга. Естественно, такой ребёнок требует особого подхода, большого труда и такта со стороны взрослых. Но его индивидуальность, его здоровье стоят таких забот.
          
   Тестами для определения ведущей руки у младенца являются наблюдения за тем, какой рукой он тянется к висящим перед ним погремушкам, берёт игрушку; позже: складывает пирамидку из кубиков, берёт карандаш, рисует, бросает мяч, держит ложку и т. д. Скрестите руки на груди в „позе Наполеона". Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Если вы поменяете позиции рук, то испытаете неудобство, так как вы либо левша, либо правша. Переплетите несколько раз подряд пальцы рук. Большой палец какой руки окажется сверху, та и является ведущей при выполнении мелких движений. Посмотрите, какая рука сверху, когда вы аплодируете. Сложите ладони ровно, вплотную друг к другу. Заметьте: пальцы ведущей руки обычно на 1–2 мм. длиннее пальцев на другой руке. Возьмите карандаш. „Прицельтесь", выбрав мишень и глядя на неё обоими глазами через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз — ведущий, и наоборот. Ведущей ногой является та, которой вы отталкиваетесь при прыжке. 

     Весьма часто у многих людей эти тесты не совпадают. Это говорит о том, что они парциальные (частичные) левши.

    Бывает и так, что у человека абсолютно одинаковые тесты для обеих рук, плюс оба глаза ведущие, целевые, и их поля зрения одинаковые. Это довольно редкое явление. Таких людей называют амбидекстрами. Они мастера на все руки. 
 
      Переучивая ребёнка-левшу держать в правой руке ложку, карандаш, мы тем самым перекладываем врождённые функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет  базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. 
 
       Нередко взрослые левши, которых в раннем детстве  переучивали, не умеют ориентироваться на местности, танцевать, не воспринимают мелодии (о таких людях говорят, что им медведь на ухо наступил). Дети неловки в движениях, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки и, как всякий лишённый свободы человек, подвержены неврозам: либо заторможены в развитии, либо чрезмерно возбуждены, упрямы, невнимательны. 

            Настойчивое переучивание левши с левой руки на правую может привести к  заиканию, трудностям в школьном обучении,  нелюбви к чтению чуть ли не на всю жизнь.   А виноваты в бедах ребёнка его родители, стремящиеся сделать своего младенца таким, как все, то есть правшой. 

        Среди художников, поэтов, писателей, актёров, математиков, композиторов, скрипачей и виолончелистов (у которых огромная нагрузка лежит на кисти левой руки) немало левшей. Левши дали человечеству многих гениев в самых разных областях: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Леонардо да Винчи, Микеланджело, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, В.И. Даль, И.П. Павлов, Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин, Г.М. Вицин…

     Берегите левшу, пусть он будет леворуким, но таким же свободным, как правша, таким же уверенным в своих способностях. Дайте свободу действия его рукам, и он сам научится многое делать обеими руками.  Пусть ребёнок знает, что он левша: повзрослев, он будет более внимательным за рулём, за штурвалом, у пульта управления. Чем мы можем помочь левше? 

     Очень важно определить ведущую руку и ведущий глаз у ребёнка до школы. Если у ребёнка ведущий глаз левый, а ведущая рука в одном или обоих тестах правая, помогайте ему освоить чтение, помечая цветным карандашом букву, с которой следует начинать читать, а позже чертой сверху вниз фиксируйте направление взгляда.

    Часто дети-левши пишут печатные буквы зеркально, „в обратную сторону". Делать им замечания бесполезно. Лучше предложите ребёнку по образцу конструировать буквы из палочек разной длины и полукругов, а затем обводить буквы, написанные пунктирными линиями и снабжённые стрелками, показывающими, откуда начинать и куда вести линию. Полезно вместе с ребёнком проговорить план написания буквы (сначала…, затем…), обратить его внимание на сходство и различие элементов буквы.

     Помогите ребёнку-левше правильно поставить руку при рисовании и письме левой рукой. Руки ребёнка-левши должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а правая лежала на столе и придерживала лист. Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для неё служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5–2 см. от конца стержня. В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки — влево, а движение кисти и пальцев — вправо). Кисть левой руки с ручкой находятся под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребёнку не приходится выворачивать руку, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. При этом тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине груди. Не забывайте о том, что при письме и рисовании свет у леворукого ребёнка должен падать справа.

      Никаким образом не проявляйте своё негативное отношение к леворукости ребёнка.  Не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребёнок должен быть уверен, что все трудности временные.

     Чтобы развить моторику и координацию рук и глаз у левши, включите в распорядок дня занятия спортом, лепкой, рисованием (или увлеките вышиванием, вязанием, плетением макраме, оригами).

     Позаботьтесь о рациональном режиме дня, без перегрузок. Ведь леворукий ребёнок, как правило, возбудим, быстро утомляется.

 
 
 
по материалам
„Наука и жизнь"
Марианна Шохор-Троцкая
кандидат педагогических наук
 
 
 












Категория: Файлы | Добавил: Елена | Теги: дошкольники, права, левши
Просмотров: 1134 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Тесты

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz