Меню сайта

Мы ВКонтакте


Главная

Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSS

ГБОУ гимназия № 1697
Структурное подразделение
Дошкольное отделение №1697



Воскресенье, 05.05.2024, 09:11


Главная » Файлы » Файлы

КЛАССИЧЕСКАЯ, НАРОДНАЯ, ДУХОВНАЯ И СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
03.05.2011, 18:29
КЛАССИЧЕСКАЯ, НАРОДНАЯ, ДУХОВНАЯ И СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, НРАВСТВЕННОГО ОЧИЩЕНИЯ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ РЕБЕНКА
 
Наталья Александровна Барсукова, музыкальный руководитель
ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1697, г. Москва
 
   Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетельствует множество найденных предметов с изображениями музыкальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли. Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.
 
   Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную программу» (термин психолога В.Г.Ражникова), разворачивающуюся во времени. Музыка может изображать какие-либо конкретные явления действительности – шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц – путем звукоподражания. Существует так называемая программная музыка, в которой композитор либо указывает название произведения, т.е. подразумевает наличие некоторой обобщенной программы, либо пишет музыку на определенный литературный текст. В программной музыке часто встречаются различного рода изобразительные моменты, но важно отметить, что даже они всегда имеют эмоциональную окраску: чириканье птички может быть приветливым, веселым, а может быть встревоженным; шум волн – умиротворенным или грозным. Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение.
 
   Изобразительность присутствует далеко не в каждом произведении, но даже ярко изобразительная музыка всегда выражает настроения, эмоционально-психологические состояния. Музыка, в том числе не связанная со словом, выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель прослеживает развитие, столкновение характеров, тем, сопоставляет различные образы в частях произведения. В целом выразительные возможности музыки обладают достаточным постоянством. Так, например печальная музыка воспринимается всеми людьми как печальная, а нежная – как нежная. Но слушание музыки – это творческий процесс, так как одно и то же произведение рождает у разных людей различные музыкальные и внемузыкальные представления в зависимости от жизненного опыта, опыта восприятия музыки.
 
   Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.
 
   Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
 
   Основными задачами музыкального воспитания являются:
- развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;
- сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
 
   Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми. Музыкальное искусство – едва ли ни единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Эмоциональная отзывчивость на музыку – центр музыкальности – проявляется и развивается у ребенка уже в первые месяцы жизни. Становление музыкальной культуры личности, а через нее – художественной, эстетической, духовно-нравственной культуры и патриотическое воспитание должно начинаться в раннем детстве, когда у ребенка еще не сложились интересы, привычки, вкусы, которые нужно ломать или перестраивать. Поэтому я считаю, что воспитывать детей нужно на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представления о музыке разных эпох и стилей. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической, и современной музыки, т.е. постигает «интонационный» словарь. Знаменитый скрипач С.Стадлер заметил: « Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. «Запас» выразительных, «говорящих ребенку» музыкальных интонаций, живых, конкретных, всегда «на слуху лежащих», подобно тропинкам в густом лесу выводят детей к подлинным эталонам, к лучшим качествам, к лучшим чувствам, лучшим мыслям.
 
   Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта оказывает среда, в которой они воспитываются. То, что является ценным для окружающих ребенка людей, приобретает ценность и для самого ребенка. С самого рождения малыша окружает народная музыка. Это колыбельные песни, потешки, заклички, всевозможные дразнилки. Дальше в семье малыши, как правило, слышат преимущественно развлекательную эстрадную музыку. Классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей, которые сами выросли без нее. И малыши знакомятся с классическими произведениями впервые в детском саду. Хорошо, если в музыкальном общении детей присутствует хотя бы такая схема музыкального развития. А ведь не редко родителям в силу своей занятости и быстрого темпа современной жизни вовсе некогда уделить внимание своему малышу, а не то, что спеть ему перед сном колыбельную песенку или «каравай» в день рождения. И впитывает ребенок в себя все то, что в буквальном смысле «льется» с экранов телевизоров, с компакт дисков, аудио кассет и является далеко не лучшими примерами музыкального искусства.
 
   А ведь в еще не столь отдаленные времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления. В быту ребенок обязательно слышал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением народных песен, народными танцами, хороводами, звучанием народных инструментов. В обеспеченных семьях дети много и часто слышали музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирование было широко распространено. Детей тоже в обязательном порядке обучали игре на музыкальных инструментах. Большое влияние на формирование начал музыкальной культуры оказывала религия. С детства ребенок слышал музыку в церкви, во время торжественной, величественной службы, в атмосфере всеобщего внимания. Эмоциональные впечатления от музыки усиливалось самим таинством духовности, которую проповедовала церковь. В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения, может быть и благодаря этому, ребенок получал духовно и нравственно ценные музыкальные впечатления.
 
   Занимаясь с детьми на музыкальных занятиях, следует следить за тем, чтобы они не были пассивными. Необходимо постоянно побуждать детей к выражению своих переживаний, чтобы они не боялись высказывать то, что они думают и чувствуют. Важно постоянно внушать ребенку веру в свои силы, возможности, помогая в его творческих начинаниях, пусть самых наивных и маленьких. «Как огня бойтесь идейной пустоты, безразличия. Если вы заметили в глазах своего питомца пустоту и равнодушие в те минуты, когда речь идет о святынях, пусть вас глубоко взволнует тревога за него, пусть не даст вам покоя мысль: происходит беда. Ни одного равнодушного сердца, ни одной пары пустых глаз! К тому в чью душу начинает закрадываться безразличие, нужно найти что-то, чтобы помогло вам найти тропинку к сердцу своего воспитанника» - писал В.А.Сухомлинский. [4,174]
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1. Радынова, О.П., Катинене, А.И., Палавандишвили, М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 240 с.
2. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры. Природа и музыка. – М.: Сфера, 2009. – 176 с.
3. Сухомлинский, В.А. Родина в сердце / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1980. – 175 с. : ил.
4. Сухомлинский, В.А. О воспитании : [выдержки из работ] / Сухомлинский В.А. - 6-е изд. - М. : Политиздат, 1988. - 269 с.
 
 
 
Яндекс.Метрика
Категория: Файлы | Добавил: Елена | Теги: музыка, дошкольники
Просмотров: 4486 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Тесты

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz