Этапы развития детской речи
1 год. Появляются «лепетные» слова (бах, ав, би-би) Ребенок понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("поцелуй маму", "где папа?", "дай ручку", "нельзя").
2 года. Появляется фраза. Словарный запас минимум 50 слов. Понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне.
3 года. Использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи ложку под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, Различает слова, отличающиеся одним звуком (малина – Марина, крыса – крыша).
На четвертом году появляются звуки ы, э, х, более четко произносятся свистящие звуки, появляется звук ц. Может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки.
4 года. В речи встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук л. Исчезает смягченное произношение согласных.
Кроме основных цветов, называет оттенки, появляются притяжательные прилагательные (заячья избушка). Использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около и т.д.). В речи начинают появляться собирательные существительные (посуда, овощи, фрукты). ихотворени
5 лет. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Использует в своей речи абстрактные существительные, а также прилагательные, глаголы.
На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. Речь значительно усложняется не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных. Возрастает объем высказывания.
К 6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями.
|